Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Фроловой Т.Е,
судей Науширбановой З.А. и Фагманова И.Н.
при помощнике судьи Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "УправКом" (далее - ООО "УправКом") к Аскерову Агагусеину Алисахиб оглы о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени,
по апелляционной жалобе Аскерова А.А. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "УправКом" обратилось в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к Аскерову А.А. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени.
В обоснование исковых требований указало, что им осуществляется управление многоквартирным домом адрес
По утверждению истца, у ответчика, который является собственником 18/126 долей расположенного на цокольном этаже данного дома нежилого помещения площадью 4 646, 1 кв.м, имеется непогашенная задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 48 588,7 руб. за период с 21 декабря 2016 г. по 21 февраля 2017 г.
Просило суд взыскать с Аскерова А.А. в свою пользу вышеуказанную задолженность; пени за просрочку платежа в размере 24 017, 68 руб. по состоянию на 19 июня 2019 г.; пени за просрочку исполнения обязательств, начисленные на сумму 48 588,7 руб, взысканные по решению суда с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства по ставке рефинансирования, действующей на момент исполнения решения суда; расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 262 руб.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2019 г. постановлено:
исковые требования ООО "УправКом" к Аскерову А.А. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги - удовлетворить частично.
Взыскать с Аскерова А.А. в пользу ООО "УправКом" сумму задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 48 588, 70 руб, пени за просрочку платежа по состоянию на 19 июня 2019 г. в размере 1 000, 00 руб.
Взыскать с Аскерова А.А. в пользу ООО "УправКом" пени за просрочку исполнения обязательств, начисленную на сумму 48 588, 70 руб, взысканную по решению суда, с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства по ставке рефинансирования, действующей на момент исполнения решения суда, но не более суммы основного долга в размере 48 588, 70 руб.
Взыскать с Аскерова А.А. в пользу ООО "УправКом" государственную пошлину, уплаченную истцом в размере 2 262, 00 руб.
В апелляционной жалобе Аскеров А.А. просит приведенное решение отменить, считает его незаконным, указал, что судом не были истребованы документы в подтверждение фактических расходов истца на содержание и ремонт многоквартирного дома адрес за испрашиваемый период и о том, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома адрес от 22 июня 2016 г. не является действительным, поскольку в данном собрании принимали участие не все собственники помещений данного дома и в настоящее время указанный протокол оспорен в судебном порядке. Также указал о несогласии с произведенным судом расчетом доли собственника имущества относительно обслуживаемых управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах. Полагает, что тарифы, установленные протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома адрес от 26 февраля и 22 июля 2016 г, применению не подлежали, являются завышенными. По утверждению подателя жалобы, в подземном паркинге отсутствуют ГВС, ХВСЮ канализация, имеется собственный питающий кабель от электрощитовой, в то время как судом неправомерно применен пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, применению подлежит пункт 54 указанных Правил. Полагает, что размер платы за электроэнергию должен быть определен в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии за фактически принятое абонентом количество энергии исходя из показаний счетчиков, которые, вопреки выводам суда, введены в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Аскерова А.А. - Бекешкина А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ООО "УправКом" - Рафикову В.К, полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, а также расходы по оплате коммунальных услуг.
В силу положений раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги урегулирован статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из содержания частей 2, 3 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом на управляющую организацию возлагается обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно подпунктам 28, 29 указанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (пункт 28 Правил). Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (часть 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федераци, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Обязанность лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги, уплачивать кредитору пеню по день фактической оплаты (исполнения обязательства) установлена частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг за испрашиваемый истцом период и в испрашиваемом им размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Как правильно установилсуд, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома адрес от 22 июля 2016 г. путем проведения в форме очно-заочного голосования собственников жилых помещений данного дома 2, 3, 4, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "УправКом", утвержден представленный им договор управления многоквартирным жилым домом (л.д. 19-27 т.1).
Из материалов дела также видно, что ответчик с 21 декабря 2016 г. является собственником 18/126 доли расположенного в данном доме нежилого помещения (л.д. 9 т.1).
Судом установлено, что, несмотря на предусмотренную законом обязанность собственника нежилого помещения по своевременной оплате услуг управляющей организации, ответчик уклоняется от внесения платы за оказанные услуги, в связи с чем за период с 21 декабря 2016 г. по 20 февраля 2017 г. включительно у него образовалась задолженность размере 48 588, 70 руб. (за вычетом платежа в размере 2 800 руб. по платежному поручению N 171485 от 13 июня 2019 г.) и по состоянию на 19 июня 2019 г. - задолженность по пеням в размере 24 017, 68 руб.
Доказательств отсутствия задолженности, ее наличия в меньшем размере суду не представлено и судом не добыто.
Доводы стороны ответчика о неверной тарификации обоснованно не были приняты судом во внимание, поскольку тариф, по которому начислена задолженность, был утвержден решением общего собрания собственников путем голосования. То обстоятельство, что в настоящий момент данный протокол собрания оспорен стороной ответчика в судебном порядке, не свидетельствует о том, что тариф должен быть занижен, поскольку период задолженности по содержанию нежилого помещения - с 21 декабря 2016 г. по 20 февраля 2017 г. включительно.
Доводы стороны ответчика о том, что истец неправильно начислил задолженность, поскольку у ответчика есть свой счетчик, суд принять не может, поскольку данный счетчик не введен в эксплуатацию в установленном законом порядке. Судом установлено, что задолженность рассчитана из показаний общедомового счетчика, путем деления показаний на количество собственников.
При этом, учитывая степень нарушенного ответчиком обязательства, дат образования задолженности, суд правомерно снизил размер взыскиваемых с Аскерова А.А. пеней до 1 000 руб.
Кроме того, суд правомерно указал на то, что взыскание пени за просрочку исполнения обязательств, начисленную на сумму 48 588,70 руб, взысканную по решению суда, с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства по ставке рефинансирования, действующей на момент исполнения решения суда, соответствует положениям действующего законодательства и условиям договора займа, но не более суммы основного долга в размере 48 588, 70 руб.
Таким образом, с постановленным по делу решением судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Вопрос о распределении судебных расходов судом разрешен верно, в соответствии с требованиями статей 94, 98, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и представленными в деле платежными документами (л.д. 7 т.1).
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решениями общих собраний собственников помещений многоквартирного дома адрес, утвержденными ими тарифами и расходами не могут быть приняты во внимание, поскольку данные решения до настоящего времени недействительными не признаны.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно применен пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, применению подлежит пункт 54 указанных Правил; размер платы за электроэнергию должен быть определен в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии за фактически принятое абонентом количество энергии исходя из показаний счетчиков, которые, вопреки выводам суда, введены в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Так, порядок определения размера платы за услугу отопление потребителям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N 354 (далее - Правила N 354). Порядок расчета определенный указанными Правилами подлежит применению после 1 июля 2016 г.
Согласно абзацу третьему пункта 42 (1) вышеуказанных Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3.3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 1708 внесены изменения в пункт 42 (1) Правил N 354, новая редакция вышеуказанного пункта Правил N 354 вступила в силу с 1 января 2019 г.
В многоквартирном доме адрес при вводе его в эксплуатацию жилые и нежилые помещения в доме не были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Прибор учета тепловой энергии - тепловычислитель ТВ7 зав. 5-022846, установленный в тепловом узле секции А подвала (подземной парковки), на который ссылается ответчик, в эусплуаитацию не виден.
В связи с изложенным начисление услуги коммунального ресурса - отопление правомерно произведено ООО "УправКом" в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 - исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенным судом расчетом доли собственника имущества относительно обслуживаемых управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Аскерова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Е. Фролова
Судьи: З.А. Науширбанова
И.Н. Фагманов
Справка: судья А.Б. Медведев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.