Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Портянова А.Г.
судей Булгаковой З.И.
Галяутдиновой Л.Р.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тяпаевой А.Р. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе города Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж
по апелляционной жалобе Тяпаевой А.Р. на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портянова А.Г, выслушав объяснения Тяпаевой А.Р. и ее представителя Ситдиковой Г.И, поддержавших доводы жалобы, представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе города Уфа Республики Башкортостан Саитзяновой Л.Д, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Тяпаева А.Р. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе города Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж.
Требования мотивировала тем, что она в связи с достижением пенсионного возврата обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях, поскольку 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Однако решением государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе города Уфа Республики Башкортостан N 16 от 30 мая 2016 года ей отказано в назначении досрочной пенсии.
При этом в специальный стаж не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации, а также периоды работы в должности преподавателя по совместительству и в должности преподавателя в автономной некоммерческой организации "Уфимский политехнический техникум" с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года.
Несогласие с данным решением в части исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы в техникуме послужило причиной обращения в суд.
Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа в части исключения из специального стажа периода работы истицы с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности преподавателя английского языка в автономной некоммерческой организации "Уфимском политехническом техникуме" и периода нахождения на курсах повышения квалификации с 04 февраля 2001 года по 24 февраля 2001 года. Также истец просил суд включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности преподавателя английского языка в автономной некоммерческой организации "Уфимском политехническом техникуме" и период нахождения на курсах повышения квалификации с 04 февраля 2001 года по 24 февраля 2001 года.
Решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года исковые требования Тяпаевой А.Р. удовлетворены частично. Судом признанно незаконным и отменено решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе города Уфы Республики Башкортостан N16 от 30 мая 2016 года в части исключения из специального стажа Тяпаевой А.Р. периода нахождения на курсах повышения квалификации с 04 февраля 2001 года по 24 февраля 2001 года. На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе г. Уфы Республики Башкортостан возложена обязанность включить в педагогический стаж Тяпаевой А.Р, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с 04 февраля 2001 года по 24 февраля 2001 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Тяпаева А.Р. просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы в техникуме с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности преподавателя английского языка и принять в этой части новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно отдано предпочтение доказательствам ответчика. Считает, что невыполнение работодателем обязанности указывать особые условия труда не может повлечь отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив и обсудив ее доводы, а также доводы возражения относительно жалобы, судебная коллегия считает необходимым оставить решение суда без изменения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 14 названных Правил работа за период с 01 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе города Уфа Республики Башкортостан от 30 мая 2016 года Тяпаевой А.Р. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
При этом периоды работы Тяпаевой А.Р. с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности преподавателя английского языка в автономной некоммерческой организации "Уфимском политехническом техникуме", а также нахождения на курсах повышения квалификации с 04 февраля 2001 года по 24 февраля 2001 года не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался тем, что решение пенсионного органа является незаконным в части отказа во включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, в связи с чем частично удовлетворил заявленные исковые требования.
При этом суд посчитал законным решение пенсионного органа в части отказа во включении периода работы истца в техникуме в должности преподавателя английского языка, поскольку им не представлено доказательств того, что в учебном заведении обучалось не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда, а направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований Тяпаевой А.Р. о включении в специальный стаж периода работы в должности преподавателя английского языка в автономной некоммерческой организации "Уфимском политехническом техникуме".
Таким образом, поскольку нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену в порядке ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не установлено, его следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тяпаевой А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Портянов
Судьи З.И. Булгакова
Л.Р. Галяутдинова
Справка: судья Зубаирова С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.