Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей: Гаиткуловой Ф.С,
Субхангулова А.Н,
при секретаре Валееве А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан на решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление дачного некоммерческого товарищества "Кентавр" к администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан об оспаривании постановления органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан N 1161 от 08 ноября 2018 г. об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N... для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, г. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дачное некоммерческое товарищество "Кентавр" (далее ДНТ "Кентавр") обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан N 1161 от 08 ноября 2018 г. об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N... для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан.
В обоснование административного иска указано, что 04 августа 2009 г..между администрацией муниципального района Караидельский район РБ и ДНТ "Кентавр" был заключен договор аренды земельного участка N 115 сроком на 49 лет. Согласно данному договору ДНТ "Кентавр" передан в аренду земельный участок с кадастровым номером N... общей площадью 29 944 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 500 м по направлению на юго-запад от ориентира: РБ, Караидельский район, д. Чемаево, для размещения дачного некоммерческого товарищества "Кентавр". По результатам проведения публичных слушаний от 05 октября 2018 г..на основании постановления администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан N 1161 от 08 ноября 2018 г..часть данного земельного участка была обременена публичным сервитутом для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан. ДНТ "Кентавр" полагает, что постановление администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан N 1161 от 08 ноября 2018 г..является недействительным и подлежит отмене по следующим основаниям. Обжалуемое постановление было вынесено по итогам публичных слушаний, проведенных на основании постановления Совета МР Караидельский район РБ от 29 августа 2018 г..Публичные слушания были проведены с грубейшим нарушением п. 5 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку предмет слушаний - проект землепользования и застройки, проект планировки или межевания территории, проект изменений в данные документы на момент слушаний отсутствовал. Из содержания протокола общественных слушаний от 05 октября 2018 г..не следует, что на обсуждение был поставлен проект муниципального правового акта об установлении публичного сервитута.
Усматривается, что обсуждался вопрос о возможности установления публичного сервитута в отношении земельного участка N.., при этом в протоколе и результатах публичных слушаний не отражено, какова была площадь, необходимая для установления публичного сервитута. В нарушение п. 1 ст. 28 вышеуказанного закона, п. 5 ст. 5.1 ГрК РФ, п. 1.2 Положения к данным публичным слушаниям допущены лица, в отношении которых не устанавливалась регистрация по месту жительства в д. Чемаево, правоустанавливающие документы либо сведения о них также участниками не представлялись и организатором слушаний не фиксировались, что влечет нелигитимность голосования проведенного в рамках слушаний. В нарушение п.п. 2-3 п. 22 ст. 5.1 ГрК РФ по причинам отсутствия обсуждаемого на слушаниях проекта в результатах публичных слушаний от 08 октября 2018 г..наименование проекта или документа о внесении изменений в таковой не указано. Реквизиты протокола публичных слушаний также не указаны, в связи с чем заключение, отраженное в результатах публичных слушаний, не является надлежащим документов, на основании которого был принят нормативный акт органа местного самоуправления. 03 октября 2018 г..председателем ДНТ "Кентавр" по существу публичных слушаний было внесено предложение не обременять сервитутом земельный участок с кадастровым номером 02:30:101801:21, поскольку имеется возможность доступа к береговой полосе р.
Уфа через земельные участки, собственность на которые не разграничена, а установление публичного сервитута на территории данного земельного участка исключает возможность его использования в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки ДНТ "Кентавр" и целевым назначением. В частности, садовые участки N 4, 5, 7, 8, 9 и часть вспомогательной территории ДНТ "Кентавр" согласно утвержденному проекту, полностью попадают в зону предполагаемого сервитута, ввиду чего садоводство на них невозможно - данное предложение в нарушение п. 4 п. 22 ст. 5.1 ГрК РФ отражено в заключении частично. В ходе слушаний 05 октября 2018 г..председателем ДНТ "Кентавр" по существу публичных слушаний было внесено альтернативное предложение: осуществить доступ жителей к береговой полосе р. Уфа вблизи д. Чемаево по дороге, которая будет обустроена в соответствии с проектом организации и застройки ДНТ "Кентавр", однако данное предложение на обсуждение не ставилось, в нарушение п. 4 п. 22 ст. 5.1 ГрК РФ в заключении не отражено. Между тем, заключение - результаты публичных слушаний от 08 октября 2018 г..не содержит аргументированных рекомендаций организатора слушаний по существу обсуждаемого вопроса. Фактически, рекомендации организатора слушаний сведены к констатации результатов голосования местного населения. При этом, от заключения и целесообразности или нецелесообразности учета результатов голосования организатор слушаний самоустранился, предоставив решение обсуждаемого вопроса перед главой администрации только на основании протокола публичных слушаний от 05 октября 2018 г..
Возможность доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан без установления сервитута на земельный участок заявителя объективно имеется. Дорога, проходящая по земельному участку заявителя и в отношении которой установлен оспариваемым постановлением сервитут не является капитальным сооружением, в 2016 г. имелся альтернативный проезд к береговой линии. Между тем, нормы п.п. 8-9 ст. 23 ЗК РФ органом местного самоуправления при рассмотрении вопроса о необходимости установления публичного сервитута были проигнорированы, а допущенные при проведении публичных слушаний нарушения привели к тому, что в последующем принято не соответствующее закону постановление администрации муниципального района Караидельский район РБ N 1161 от 08 ноября 2018 г, чем ограничивает установленные договором аренды земельного участка права арендатора.
Просит признать недействующим постановление администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан N 1161 от 08 ноября 2018 г. об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N... для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность указывая на необоснованность ссылки суда на нормы ГрК РФ, поскольку проведение публичных слушаний по установлению публичного сервитута и его установление осуществляется в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ а также положением о порядке проведения публичных слушаний в муниципальном районе. Доказательств влечения ограничений прав истца установлением сервитута при пользовании земельным участком не представлено. Земельный участок ДНТ "Кентавр" не осваивается, застройки, насаждения отсутствуют, для проезда на кладбище, дорогой население д. Чемаева пользуется более 100 лет, жители-марийцы имеют свой похоронный ритуал.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Караидельский район Республики Башкортостан Гильмиярову А.З, поддержавшую доводы жалобы, председателя ДНТ "Кентавр" Хабибуллина Р.Р, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Публичный сервитут устанавливается, в том числе для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (п.п. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
При этом публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 14 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04 августа 2009 года между администрацией муниципального района Караидельский район РБ и ДНТ "Кентавр" был заключен договор аренды земельного участка N 115 сроком на 49 лет. Согласно данному договору ДНТ "Кентавр" передан в аренду земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью 29 944 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 500 м по направлению на юго-запад от ориентира: РБ, Караидельский район, д. Чемаево, для размещения дачного некоммерческого товарищества "Кентавр".
Постановлением администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан N 1161 от 08 ноября 2018 года установлен публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером N... для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан.Указанное постановление принято по результатам публичных слушаний проведенных 05 октября 2018 года администрацией муниципального района Караидельский район РБ по установлению публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N... для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан.
Согласно результатам публичных слушаний большинством голосов присутствующих граждан было принято решение о том, что публичный сервитут необходим в целях обеспечения свободного доступа граждан от деревни к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе и сохранении существующей дороги в существующем виде.
03 октября 2018 года председателем ДНТ "Кентавр" Хабибуллиным Р.Р. в адрес Совета МР Караидельский район РБ было внесено предложение о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса не обременять сервитутом земельный участок с кадастровым номером N.., поскольку имеется возможность доступа к кладбищу и береговой полосе р. Уфа через земельные участки, собственность на которые не разграничена, а установление публичного сервитута на территории данного земельного участка исключает возможность его использования в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки ДНТ "Кентавр" и целевым назначением. В частности, садовые участки N 4, 5, 7, 8, 9 и часть вспомогательной территории ДНТ "Кентавр" согласно утвержденному проекту, полностью попадают в зону предполагаемого сервитута ввиду чего садоводство на них невозможно.
Альтернативное предложение осуществить доступ жителей к кладбищу и береговой полосе р. Уфа вблизи д. Чемаево по дороге, которая будет обустроена в соответствии с проектом организации и застройки ДНТ "Кентавр" было внесено председателем ДНТ "Кентавр" Хабибуллиным Р.Р. и в ходе публичных слушаний 05 октября 2018 года, однако данное предложение на обсуждение не ставилось.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что постановление администрации муниципального района Караидельский район РБ N 1161 от 08 ноября 2018 года не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права арендатора земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление публичного сервитута на земельном участке, переданном в аренду ДНТ "Кентавр", который используется по назначению в соответствии с видом разрешенного использования, затрагивает его права, как арендатора земельного участка и не является единственным возможным способом для обеспечения свободного доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан.
Суд указал, что согласно сведениям публичной карты и снимкам съемки Google Efrth Pro за 2016-2018 г.г. возможность доступа граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан без установления сервитута на земельный участок заявителя объективно имеется.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков; установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2). К целям установления публичного сервитута относится, в том числе проход или проезд через земельный участок (пункт 3). Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (пункт 5). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9).
Из толкования приведенных положений закона следует, что сервитут может быть установлен лишь в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей неопределенного круга лиц. Сервитут должен быть наименее обременительным для истца, поэтому при определении содержания данного права и условий его осуществления, необходимо исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды неопределенного круга лиц, не создавало существенных неудобств для арендатора земельного участка.
Доказательствами невозможности обеспечения интересов лица, заявившего об установлении сервитута другим способом, кроме установления сервитута, могут быть планы границ земельных участков, акты осмотра территории, экспертные заключения и др.
Для разрешения спора о законности установлении сервитута, наличии или отсутствии иных альтернативных возможностей прохода и проезда граждан к кладбищу, требуются специальные познания, в связи с чем суду надлежало назначить по делу землеустроительную экспертизу.
Для проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению экспертизы N15/8-1/БР от 26 августа 2019 года, выполненного ООО "Топограф", на момент производства экспертизы свободный доступ (проезд) граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан через земельные участки, собственность на которые не разграничена, без установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N.., находящегося в аренде ДНТ "Кентавр" по договору аренды от 04.08.2009 года, согласно схеме публичного сервитута, подготовленного 04.09.2018 года кадастровым инженером ООО "Земкадастр", отсутствует.
Существующая фактически на местности полевая дорога от д. Чемаево к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе проходит по территории кадастровых границ участков N... Фактическое местоположение обследованного участка дороги укладывается в часть земельного участка с учетным номером 3 земельного участка N.., сведения о которой содержатся в ЕГРН, в отношении которой установлен публичный сервитут. Расхождения имеются в точках 16-н14, обозначенных на чертеже приложения 2. Координаты публичного сервитута, внесенные в данные кадастрового учета, соответствуют координатам, приведенным на схеме публичного сервитута, подготовленного 04.09.2018 года кадастровым инженером ООО "Земкадастр".
По результатам изучения картографических материалов, и согласно графических данных ЕГРН возможно предложить установление сервитута в целях обеспечения прохода/проезда граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан только через земельный участок с кадастровым номером N.., без установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N...
Исследования о возможности установления сервитута проведены экспертом на основании картографических материалов. На территории предполагаемого сервитута фактически проезд и беспрепятственный доступ отсутствует, территория покрыта растительностью, имеются перепады высот, необходимо проводить работы по организации проезда.
Экспертом предложено 2 варианта обеспечения доступа (проезда) граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан через земельный участок N.., без установление сервитута на земельный участок ДНТ "Кентавр" N... (л.д. 223-224).
У судебной коллегии не имеется оснований ставить под сомнение выводы заключения, поскольку при даче заключения эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет соответствующую квалификацию и стаж работы. Текст заключения эксперта содержит вводную, исследовательскую части, соответствующие выводы эксперта достаточно полно мотивированы, обоснованы, имеется ссылка на нормативно-справочную документацию, которой руководствовался эксперт при даче заключения. Заключение дано по всем поставленным судом вопросам.
Учитывая, что путем судебного экспертного исследования установлено, что у ответчика имеется иная возможность обеспечения прохода/проезда граждан к кладбищу д. Чемаево, р. Уфа и ее береговой полосе в д. Чемаево Караидельского района Республики Башкортостан через земельный участок с кадастровым номером N... без установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N.., а также учитывая то обстоятельство, что переданный на законных основаниях в аренду ДНТ "Кентавр" земельный участок подлежит использованию по назначению в соответствии с видом разрешенного использования, судебная коллегия полагает, что установление сервитута, при наличии иных альтернативных способов прохода (проезда), нарушает права административного истца и приведет к ограничению пользования арендуемым им земельным участком.
То обстоятельство, что территория земельного участка с кадастровым номером N.., по которой экспертом предлагается возможность обеспечения доступа по двум варианта, покрыта растительностью, имеются перепады высот, не является препятствием для обустройства проезда путем проведения определенных работы по его организации.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции о незаконности постановления администрации МР Караидельский район РБ N1161 от 08 ноября 2018 года не имеется, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы их не опровергают.
Довод жалобы об ошибочности ссылки суда на нормы ГрК РФ, не может повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан, - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.