Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф,
судей Алешиной С.Н,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шагабутдинова Рафаиля Гильмутдиновича на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Шагабутдинова Р. Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в части требований о:
- признании отказа УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в признании земельного участка общей площадью 2040 кв.м, по адресу: адрес ранее учтенным, внесении сведений о нем в ЕГРН как о ранее учтенном, произвести его государственный кадастровый учет, незаконным;
- признании земельного участка общей площадью 2040 кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, адрес ранее учтенным;
- внести сведения о земельном участке общей площадью 2040 кв.м, по адресу: адрес, как ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости;
- обязании УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ произвести государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 2040 кв.м, по адресу: адрес
- обязании УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ произвести государственную регистрацию права собственности Шагабутдинова Р. Г. на земельный участок общей площадью 2040 кв.м, по адресу: адрес - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шагабутдинов Р.Г. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о признании незаконным отказа в признании земельного участка ранее учтенным, признании земельного участка ранее учтенным, внесении сведений о земельном участке как ранее учтенном в Единый государственный реестр недвижимости, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан произвести государственный кадастровый учет земельного участка, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок. В обоснование исковых требований указано на то, что отец истца Шагабутдинов Гильмутдин Шагабутдинович, умерший дата являлся собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу адрес Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 14.01.2016 года, вступившим законную силу 25.04.2016 года, установлен факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти отца и, за истцом признано право собственности на жилой дом под литером А, общей площадью 24,5 кв.м, расположенный по адресу г адрес
Из административного иска следует, что документом, подтверждающим принадлежность отцу на праве собственности не только жилого дома по указанному адресу, но и земельного участка, обслуживающего данное домовладение является Архивная выписка N646 т от 27.02.2012 года, выданная Центральным историческим архивом РБ. Архивная выписка содержит указания на необходимость при регистрации домовладений руководствоваться Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР от 25.12.1945 года утв. Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25.12.1945 года.
Согласно Техническому паспорту на индивидуальный жилой дом от 17.10.1986 года фактическая площадь приусадебного земельного участка по адресу: г адрес составляет 2040 кв.м.
Административный истец полагает, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. адрес фактической площадью 2040 кв.м, возникло на основании Протокола N 41 исполкома Кировского районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от 20.07.1950 года "О правовой регистрации строений", первоначального владельца - Шагабутдинова Гильмутдина Шагабутдиновича было надлежаще оформлено в том порядке, который предусматривало действовавшее в указанный период времени законодательство и, в порядке универсального правопреемства, перешло истцу.
С целью признания земельного участка ранее учтенным, внесении сведений о нем в ЕГРН Шагабутдинов Р. Г. обратился в УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ. Уведомлением N 02-0-1-264/30612019-625 от 09.04.2019 г. во включении сведений о земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности истцу было отказано в связи с тем, что документы, являющиеся основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке не представлены.
Административный истец просит:
Признать отказ УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в признании земельного участка общей площадью 2040 кв.м, расположенный по адресу: адрес ранее учтенным, внесении сведений о нем в ЕГРН как о ранее учтенном, произвести его государственный кадастровый учет, незаконным.
Признать земельный участок общей площадью 2040 кв.м, расположенный по адресу: адрес ранее учтенным.
Внести сведения о земельном участке общей площадью 2040 кв.м, расположенномм по адресу: адрес как ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Обязать УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ произвести государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 2040 кв.м, расположенный по адресу: адрес
Обязать УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ произвести государственную регистрацию права собственности Шагабутдинова Р. Г. на земельный участок общей площадью 2040 кв.м, расположенный по адресу: адрес
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Шагабутдинов Р.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что суд не принял во внимание, что право собственности на земельный участок был зарегистрирован за его отцом в том порядке, который был предусмотрен в соответствии с инструкцией о порядке регистрации от 25.12.1945 года, следовательно участок является ранее учтенным. Им представлены все необходимые документы, достаточные для регистрации права.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Шагабутдинова Р.Г, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росрееста по Республике Башкортостан Юсупову Л.Р, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ
гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации,
наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 04.04.2019 года Шагабутдинов Р. Г. обратился через РГАУ МФЦ г. Уфа в Управление с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на земельный участок общей площадью 2040 кв.м, расположенный по адресу: г адрес
Государственным регистратором прав проведена правовая экспертиза документов и 09.04.2019 в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный регистратор прав уведомил об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка в связи с отсутствием в представленных документах сведений позволяющих считать объект недвижимости ранее учтенным.
Отказ был обоснован тем, что в представленных документах - Техническом паспорте объекта индивидуального жилищного строительства от 17.10.1986, Архивной выписке N646/т от 27.02.2012 отсутствуют сведения о категории, виде разрешенного использования, адресе земельного участка.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу частей 1, 4 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Фактическое использование земельного участка не предусмотрено в качестве самостоятельного основания возникновения на него права.
Появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учет. До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.
Так, согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 214 ГК РФ, положениями п.1 ст. 16 ЗК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Действующим законодательством предусмотрено несколько способов приобретения в собственность земельных участков бесплатно, а именно:
а) в соответствии с п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-Ф3, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно п. п. 1, 2 и 5 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, не являющихся самовольными постройками.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 137-Ф3, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ (30.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.
При наличии документов, подтверждающих возникновение права собственности на жилой дом в порядке наследования и при условии, что право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган в чьем ведении находится земельный участок.
При отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, земельные участки приобретаются в собственность за плату.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждает прекращение его существования.
Таким образом, земельный участок, как объект права, возникает с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Из материалов настоящего дела также следует, что спорный земельный участок на сегодняшний день не обладает всеми характеристиками индивидуализированной вещи.
Также верно судом сделан вывод о том, что учитывая что, документы, являющиеся основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан не были истцом представлены, а в представленных документах отсутствуют основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, суд пришел к выводу, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан является законным и обоснованным.
С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шагабутдинова Рафаиля Гильмутдиновича, - без удовлетворения
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи С.Н. Алешина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.