Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф. Ф,
судей Алешиной С.Н,
Якуповой Н.Н,
с участием прокурора Крупновой А.И,
при секретаре Валееве А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тимурашева И.Л, апелляционному представлению Мелеузовского межрайонного прокурора на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2019 года, которым постановлено:
установить в отношении Тимурашева Игоря Леонидовича, дата года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы 29 ноября 2019 года, административный надзор на срок 8 лет (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ), исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить ему следующие административные ограничения:
1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица или фактического нахождения в период времени с 22.00 час. до 07.00 часов;
2) запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел;
3) обязать Тимурашева Игоря Леонидовича являться на регистрацию в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения 4 (четыре) раза в месяц.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ обратилось в суд с административным иском к Тимурашеву И.Л. об установлении административного надзора, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик, совершивший особо тяжкое преступление, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, освобождается из мест лишения свободы 29 ноября 2019 года.
Просил применить в отношении ответчика следующие ограничения: запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22:00 до 07:00; запретить выезд за пределы избранного места жительства; обязать являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Тимурашев И.Л. просит изменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, снизить срок надзора.
В апелляционном представлении Мелеузовский межрайонный прокурор просит изменить решение суда, установить административный надзор в отношении Тимурашева И.Л. сроком на три года.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Тимурашева И.Л. - адвоката Магеррамова М.М, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Крупнову А.И, просившую изменить решение суда в части, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон N 64-ФЗ) и главой 29 КАС РФ.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что приговором Верховного суда Республики Башкортостан от 01 апреля 2005 года Тимурашев И.Л. осужден по п. "а", "д", "ж" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
30 ноября 2015 года постановлением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан Тимурашеву И.Л, осужденному по вышеуказанному приговору Верховного Суда РБ вид исправительного учреждения изменен, и переведен с исправительной колонии строгого режима на колонию - поселение на оставшийся срок.
Постановлением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 01 марта 2017 года осужденный Тимурашев И.Л. для дальнейшего отбывания наказания переведен из колонии-поселения в исправительную колонию строгого режима.
За весь период отбывания наказания осужденный Тимурашев И.Л. допустил 19 нарушений установленного порядка отбывания наказания, которые сняты досрочно приказами начальника учреждения. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду, а также за активное участие в культурно-массовых мероприятиях имеет 24 поощрений.Постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ от 03 февраля 2017 года Тимурашев И.Л. признан злостным нарушителем отбывания наказания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона N 64-ФЗ, принимая во внимание то обстоятельство, что Тимурашев И.Л. осужден за совершение особо тяжкого преступления, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для установления ответчику административного надзора с целью предупреждения совершения им повторных преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и защиты государственных и общественных интересов. При этом суд установилТимурашеву И.Л. административный надзор сроком на 8 лет, с установлением административных ограничений.
Вместе с тем, принимая решение об установлении в отношении Тимурашева И.Л. административного надзора, суд в нарушение положений Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", неправильно определилего срок, равный восьми годам.
Так, в п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" определен срок административного надзора для лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 3 и ч. 3 ст. 3 настоящего Закона. То есть для лиц, которые являются освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, при этом имеют непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
При наличии данных оснований административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
Поскольку совершенное Тимурашевым И.Л. преступление не относятся к категории преступлений, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор не мог быть установлен на срок погашения судимости.
Следовательно, с учетом вышеприведенного положения Федерального закона, оснований для установления в отношении Тимурашева И.Л. административного надзора сроком на 8 лет у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
С учетом требований п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, данных, характеризующих личность лица, в отношении которого установлен административный надзор, характера и общественной опасности совершенного им преступления, поведения осужденного во время отбывания наказания, судебная коллегия полагает необходимым установить в отношении Тимурашева И.Л. административный надзор сроком на 3 года.
В связи с неправильным применением норм материального права решение суда в части определения административного надзора в отношении Тимурашева И.Л. сроком на восемь лет подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием в этой части нового решения об установлении в отношении Тимурашева И.Л. административного надзора сроком на 3 года.
Кроме того, как следует из пп. 1 п. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу вышеуказанной нормы закона решение суда в части исчисления срока административного надзора следует изменить, указав, что срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, исключив указание суда о зачет срока, истекшего после отбытия наказания.
Тем самым, исходя из вышеприведенных норм права, административный надзор должен осуществляться за лицом, освобождающимся из колонии, по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, а не только по месту жительства и пребывания, как указал суд первой инстанции.
Таким образом, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2019 года изменить в части, указав:
установить в отношении Тимурашева Игоря Леонидовича, 13 января 1972 года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы 29 ноября 2019 года, административный надзор на срок 3 года, исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи С.Н. Алешина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.