ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-1036/2019
26 сентября 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханановой А.Т,
с участием представителя административного истца ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" - Батталова Э.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником: объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером 02... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером...
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 10 августа 2017 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 26 февраля 2015 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчету ИП Гайфуллиной Л.Р. от 17 декабря 2018 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 10 августа 2017 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 26 февраля 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.
Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, нарушают его права как налогоплательщика, увеличивая сумму налогов.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 10 августа 2017 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... по состоянию на 26 февраля 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" - Батталов Э.Р, действующий по доверенности от 16 января 2019 года, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 вышеприведенного Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.19 вышеуказанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Установлено, что административный истец ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" является собственником: объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... ; объекта недвижимости с кадастровым номером.., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 августа 2019 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 июня 2019 года: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) объект капитального строительства с кадастровым номером N... поставлен на учет 10 августа 2017 года и имеет вид "Помещение", назначение "Нежилое", площадь 48,5 кв.м. Расчет кадастровой стоимости был произведен согласно п.3.1 Порядка, действовавшего до 02 марта 2019 года, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113. При расчете применен удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС), который составил... руб./кв.м. В результате кадастровая стоимость составила... руб, рассчитана в акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения - 10 августа 2017 года, внесения и применения - 11 августа 2017 года.
По сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N... поставлен на учет 26 февраля 2015 года и имеет вид "Помещение", назначение "Нежилое", площадь... кв.м.
Первоначально кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была определена при постановке на учет в соответствии с пунктом 3.2. Порядка, действовавшего до 02 марта 2019 года, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113. Соответственно, при расчете кадастровой стоимости применен УПКС в размере... руб./кв.м. В результате кадастровая стоимость составила... руб, имеет дату определения - 26 февраля 2015 года, дату внесения - 27 февраля 2015 года.
В связи с тем, что объект недвижимости поставлен на учет 26 февраля 2015 года, то он не был включен в Перечень объектов, подлежащих ГКО жилого и нежилого фонда (сформирован пол состоянию на 01 января 2015 года), следовательно, его кадастровая стоимость не была определена в рамках выполнения оценочных работ. После утверждения постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N496 результатов ГКО, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была актуализирована согласно пункту 4.1. Порядка, с применением УПКС в размере... руб./кв.м. В результате кадастровая стоимость составила 9... руб, рассчитана в акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения - 26 февраля 2015 года, дату внесения - 26 апреля 2016 года.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ИП Гайфуллиной Л.Р. от 17 декабря 2018 года, согласно которому: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 10 августа 2017 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 26 февраля 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 27 декабря 2018 года ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением комиссии N61 от 22 января 2019 года заявление ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "РегионЗемОценка".
Согласно заключению эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N21/08/19-ЗЭ от 16 сентября 2019 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 10 августа 2017 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 26 февраля 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО "РегионЗемОценка" Кальяновым В.Н. соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" как их собственника, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N21/08/19-ЗЭ от 16 сентября 2019 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Головной Аттестационно-сертификационный Центр Республики Башкортостан" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 02 августа 2019 года после обращения 27 декабря 2018 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 10 августа 2017 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 26 февраля 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, а со дня начала действия апелляционных судов общей юрисдикции - в четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.