ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-966/2019
26 сентября 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханановой А.Т,
при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю,
с участием представителя административного истца Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Изыкеева Р.М, представителя административного ответчика Правительства Республики Башкортостан Тактаева И.Я,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 3.2.1. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", утверждённых Постановлением Правительства Республики Башкортостан N480 от 22 декабря 2009 года "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена",
установил:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" были утверждены Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Правила).
В разделе 3 вышеуказанных Правил установлен льготный порядок определения размеров арендной платы за землю.
В соответствии с пунктом 3.2. Правил уполномоченными органами по установлению понижающего коэффициента для определения размера арендной платы за земельные участки, не признанные объектом налогообложения и предоставленные физическим или юридическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, являются:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - в случае поступления доходов от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, в доход бюджета Республики Башкортостан;
органы местного самоуправления - в случае распределения доходов от арендной платы за земельные участки в доход бюджетов муниципальных образований.
Уполномоченный орган устанавливает понижающий коэффициент в размере 0,01:
по договору аренды земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3.2.1. Правил с предприятий (организаций), указанных в пункте 3.1 настоящих Правил, и физических или юридических лиц, указанных в пункте 3.2 настоящих Правил, при передаче ими в субаренду земельных участков, закрепленных за ними на правах аренды, а равно при передаче ими в аренду (субаренду) площадей зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, арендная плата взимается с площади земельного участка, переданного в субаренду другим лицам, на общих основаниях.
Согласно п.3.3 Правил понижающий коэффициент устанавливается на соответствующий финансовый период, который может продлеваться решениями уполномоченных органов в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N480 было опубликовано 30 декабря 2009 года в газете "Республика Башкортостан" N249 (26984), в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 8 февраля 2010 года, N 3 (321).
В последующем в вышеуказанное постановление вносились изменения постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2010 года N 380, от 20 января 2011 года N 5, от 30 декабря 2011 года N 535, от 11 апреля 2012 года N 100, от 30 июля 2014 года N 351, от 30 декабря 2014 года N 645, от 02 июня 2015 года N 212, от 31 декабря 2015 года N 567 (ред. 10 марта 2016 года), от 10 марта 2016 года N 72, от 27 июня 2016 года N 255, от 07 февраля 2017 года N 32, от 14 февраля 2017 года N 52, от 28 июня 2017 года N 298, от 07 марта 2018 года N96, от 16 января 2019 года N16.
Изменения были размещены на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 04 августа 2014 года, 08 июня 2015 года, 11 марта и 28 июня 2016 года, 08 и 16 февраля 2017 года, 30 июня 2017 года, 13 марта 2018 года, 22 января 2019 года; опубликованы в газете "Республика Башкортостан", N 198(27183), 15 октября 2010 года, журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", 11 января 2011 года, N 1(343), ст. 58, 16 мая 2011 года, N 10(352), ст. 576, 22 августа 2014 года, N 24(462), ст. 1155, 02 июля 2015 года, N 19(493), ст. 877, 22 марта 2016 года, N 9(519), ст. 450, 12 июля 2016 года, N 20(530), ст. 965, 02 марта 2017 года, N7(553), ст.217, 13 марта 2017 года, N 8(554), ст. 281, 02 августа 2017 года, N 22(568), ст. 895, 02 апреля 2018 года, N10(592), ст.433, 22 марта 2019 года, N 9(627), ст.399.
Башкирская республиканская организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - БРО ВОИ) обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 3.2.1. вышеуказанных Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", утверждённых Постановлением Правительства Республики Башкортостан N480 от 22 декабря 2009 года "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании Договора аренды NМ49-13 от 22 мая 2013 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Республики Башкортостан БРО ВОИ был предоставлен земельный участок с кадастровым номером... На данном земельном участке расположено здание, находящееся в собственности административного истца. Согласно п.4.1. Договора аренды годовой размер арендной платы составляет... руб.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 года N90-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков, ранее заключенных с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Уфа, переданы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
28 декабря 2018 года административный истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о применении понижающего коэффициента в размере 0,01 при расчёте арендной платы за землю на 2019 год.
Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25 января 2019 года N885 административному истцу БРО ВОИ в предоставлении льготы по арендной плате за землю в виде понижающего коэффициента по договору аренды земельного участка было отказано вследствие положений, предусмотренных пунктом 3.2.1 Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённых Постановлением Правительства Республики Башкортостан N480 от 22 декабря 2009 года.
По мнению административного истца, пункт 3.2.1. Правил является незаконным и противоречащим абзацам 2, 6 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N582 от 16 июля 2009 года, а именно: принципу экономической обоснованности и принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Представитель административного истца БРО ВОИ Изыкеев Р.М, действующий по доверенности от 19 августа 2019 года, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, суду пояснил, что оспариваемый пункт дает право уполномоченному органу местного самоуправления отказывать арендатору земельного участка в установлении понижающего коэффициента по арендной плате за земельный участок при передаче им в аренду площадей зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан Тактаев И.Я, действующий по доверенности от 31 мая 2017 года, административный исковые требования БРО ВОИ не признал, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление.
Представители заинтересованных лиц по делу Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, установленного пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации уполномочен устанавливать порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления уполномочен устанавливать соответствующий порядок в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Положениями статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Республики Башкортостан.
Учитывая изложенные обстоятельства, постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 и утвержденные им Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, приняты уполномоченным органом, в форме, предусмотренной статьей 2.1. Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" и опубликованы в установленном порядке.
Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Раздел 3 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", утверждённых Постановлением Правительства Республики Башкортостан N480 от 22 декабря 2009 года, устанавливает льготный порядок определения размеров арендной платы за землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582 установлены Основные принципы определения арендной платы, которые являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. К таким принципам определения арендной платы отнесены, в том числе принцип экономической обоснованности и принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
В Республике Башкортостан указанный порядок закреплен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", утверждающим в том числе и оспариваемую норму.
Из содержания пунктов 3.2. и 3.3. вышеуказанных Правил следует, что данными нормами предусмотрен льготный порядок определения размеров арендной платы путем введения понижающего коэффициента (в размере 0,01) для определения размера арендной платы за земельные участки, не признанные объектом налогообложения и предоставленные физическим или юридическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Указанный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582 принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, реализован в п.3.2 Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480, и устанавливающие общие правила применения понижающего коэффициента для названной категории лиц.
Из анализа содержания пункта 3.2.1 Правил следует, что указанным пунктом урегулирован порядок определения размеров арендной платы с предприятий (организаций), физических или юридических лиц, обладающих правом применения понижающего коэффициента (в размере 0,01) при передаче им в субаренду земельных участков, закрепленных за ними на правах аренды, а равно при передаче ими в аренду (субаренду) площадей зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, арендная плата взимается с площади земельного участка, переданного в субаренду другим лицам, на общих основаниях.
Доводы административного истца о том, что пункт 3.2.1 Правил противоречит абзацам 2, 6 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582, а именно принципу экономической обоснованности, и принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, являются не состоятельными в виду установления названного пункта Правил, как дополняющего вышеназванные нормативные правовые акты.
Таким образом, раздел 3 вышеуказанных Правил, утверждённых Постановлением Правительства Республики Башкортостан N480 от 22 декабря 2009 года, которым установлен льготный порядок определения размеров арендной платы за землю", в оспариваемой части не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Приводимые в административном исковом заявлении доводы БРО ВОИ по своей сути сводятся к реализации нормативного акта, что выходит за пределы рассмотрения заявленного требования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт республиканского исполнительного органа не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах компетенции Правительства Республики Башкортостан, с соблюдением процедуры принятия, не нарушает права и законные интересы административного истца.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 3.2.1. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённых Постановлением Правительства Республики Башкортостан N480 от 22 декабря 2009 года "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, а с 01 октября 2019 года - в четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.