Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Стаховой Т.М.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июля 2019 года гражданское дело N2-583/2019 по апелляционной жалобе Шпинева Виктора Михайловича на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2019 года по иску Шпинева Виктора Михайловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа и назначении дополнительного материального обеспечения.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения истца - Шпинева В.М, представителя ответчика - Пархацкого А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Шпинев В.М, обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга) признать незаконным отказ в назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2002 N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", обязании назначить дополнительное материальное обеспечение как лауреату премии Совета Министров СССР, с момента обращения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 18.01.2019 обратился в УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" как лауреат премии Совета Министров СССР. Решением УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга от 24.01.2019 N50562/19 ему отказано в назначении ДМО в связи с отсутствием правовых оснований. Истец считает указанное решение пенсионного фонда незаконным, поскольку в документах Пенсионного Фонда Российской Федерации, неоднократно указывалось, что лауреаты премии Совета Министров СССР имеют право на дополнительное материальное обеспечение.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2019 года в удовлетворении иска Шпинева В.М. отказано.
В апелляционной жалобе истец Шпинев В.М. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Со стороны ответчика УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с дипломом лауреата премии Совета Министров СССР N08878, выданным на основании Постановления Совета Министров СССР от 18.06.1991, истец является лауреатом премии за решение комплексной проблемы снижения металлоемкости конструкции судов и плавучих сооружений за счет внедрения прогрессивных методов расчета, рационального конструирования, расширения области использования сталей повышенной прочности.
18.01.2019 Шпинев В.М. обратился в УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения N50562/19.
Решением УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга от 24.01.2019 Шпиневу В.М. отказано в назначении дополнительного материального обеспечения, в связи с отсутствием правовых оснований.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу, что оснований для признания за истцом права и обязании ответчика предоставить государственную услугу в виде ежемесячной доплаты за премию Совета Министров СССР к страховой пенсии по старости, не имеется.
У судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с данным выводом.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Советом Министров СССР, совместно с ЦК КПСС, Постановлением от 09 сентября 1966 года N739 введены, начиная с 1967 года, Государственные премии СССР, которые подлежали присуждению ежегодно в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
Утвержденное Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 февраля 1967 года N158 Положение о Государственных премиях СССР в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры, действовавшее в момент присвоения истцу звания лауреата Государственной премии СССР, предусматривало, что Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народно-хозяйственное значение, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства.
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР N211 от 15 марта 1977 года "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства" была учреждена премия Совета Министров СССР для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР N950 от 18 октября 1979 года "О премиях Совета Министров СССР", указанные премии присуждаются Советом Министров СССР по представлению:
Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за разработку наиболее выдающихся проектов и строительство по этим проектам предприятий, зданий и сооружений;
Государственного комитета СССР по науке и технике, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомсельхозтехники СССР и ВЦСПС за разработку и внедрение в производство результатов наиболее крупных научно-технических исследований и открытий, имеющих важное значение для развития сельского хозяйства;
Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Проекты постановлений о присуждении указанных премий представляются в Совет Министров СССР за месяц до срока их присуждения.
Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак "Лауреат премии Совета Министров СССР".
В пунктом 2 названного Постановления отражено, что во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977 года N211 установить 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий - от 30 до 50 тысяч рублей, 20 премий - от 15 до 20 тысяч рублей и 25 премий - от 3 до 12 тысяч рублей для присуждения коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Указанные премии присуждаются ежегодно, начиная с 1981 года ко Дню советской науки.
Таким образом, данные виды премий - премия Совета Министров СССР и государственная премия СССР - имели различный правовой статус, основания и порядок награждения ими были также различными. Соответственно, премия Совета Министров СССР не относилась к перечню государственных премий СССР.
Пунктом 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации установлено, что лауреаты Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР), в качестве подтверждающего документа представляют диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.
Таким образом, утвержденный Перечень конкретизирует правовой механизм предоставления ежемесячного материального обеспечения лицам, имеющим право на такое обеспечение, и не предусматривает такого вида премий, как премия Совета Министров СССР. Это указывает на то, что иные документы к рассмотрению территориальными органами Пенсионного фонда России приниматься не могут.
Диплом лауреата Государственной премии СССР и диплом лауреата премии Совета Министров СССР являются самостоятельными видами документов, они не тождественны и неравнозначны, правовое регулирование присуждения указанных видов премий осуществляется различными нормативными актами.
Из вышеизложенного следует, что граждане, удостоенные премий, учрежденных Советом Министров СССР, не имеют права на предусмотренное Федеральным законом от 04.03.2002 N21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение.
Шпиневым В.М. не предоставлено доказательств награждения его государственной премией СССР.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ в назначении выплаты дополнительного материального обеспечения пенсионным органом осуществлен в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим правовым регулированием.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа пенсионного органа и назначении дополнительного материального обеспечения у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к неверному толкованию законодательства, регулирующего спорные пенсионные правоотношения, и аналогичны обстоятельствам, на которые он ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Указанные доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.