Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Мелешко Н.В.
Князевой О.Е.
при секретаре
Усковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июля 2019 года гражданское дело N 2-675/2019 по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Попова Алексея Юрьевича на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2019 года по иску Моисеевой Елены Викторовны к индивидуальному предпринимателю Попову Алексею Юрьевичу о взыскании денежных средств по договору и штрафа.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В, объяснения представителей ответчика ИП Попова А.Ю. - Николаевой А.С, Роковской О.Л, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Моисеевой Е.В. и ее представителя Щербакова Е.Ф, возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Моисеева Е.В. обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ИП Попову А.Ю. и просила взыскать уплаченные по договору денежные средства в размере 380 000 рублей, штраф, судебные расходы в размере 20 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Моисеева Е.В. ссылалась на то, что 15.07.2018 между сторонами заключен договор купли-продажи мебели по индивидуальному проекту N 180711-861 Д 36/02, согласно которому ответчик принял на себя обязательства по изготовлению, доставке и сборке мебели по адресу истца. Стоимость услуг по договору составила 473 291 руб. Истицей внесена предоплата в размере 380 000 руб, оставшаяся часть подлежала оплате после доставки мебели в полном объёме (л.д.8). Срок изготовления мебели определен сторонами в 35-60 дней со дня заключения договора и утверждения чертежей. 29.08.2018 часть мебели истице доставлена. После доставки и монтажа мебели в ней выявились многочисленные недостатки, о чем 15.09.2018 составлен акт технической экспертизы (рекламации). В связи с обнаруженными недостатками 20.09.2018 истица направила в адрес ответчика претензию о наличии в мебели недостатков и отказе от исполнения договора на основании Закона РФ "О защите прав потребителей", возврате уплаченных денежных средств в размере 380 000 руб. В ответ на претензию истице было предложено принять заново изготовленный комплект мебели, с чем она не согласилась.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12.03.2019 исковые требования Моисеевой Е.В. удовлетворены, с ИП Попова А.Ю. в пользу Моисеевой Е.В. взыскана предоплата по договору N 180711-861 Д 36/02 от 15.07.2018 в размере 380 000 руб, штраф в сумме 190 000 руб, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000руб.
Также с ИП Попова А.Ю. взыскана государственная пошлина в сумме 7 300 руб. в доход бюджета Санкт-Петербурга.
Не согласившись с постановленным судебным актом, ответчик ИП Попов А.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что 15 июля 2018 года между Моисеевой Е.В.и ИП Поповым А.Ю. заключен договор купли-продажи мебели N 180711-861 Д 36/02, по условиям которого продавец принял на себя обязательства по передаче, доставке и сборке мебели, а покупатель принял на себя обязательства по оплате мебели, оплате услуг по доставке и услуг по сборке мебели.
В соответствии с п. 2 договора покупатель осуществил предоплату в размере 235 000 руб, что подтверждается кассовым чеком от 15.07.2018. Покупатель также произвел окончательную оплату оставшейся части мебели под номерами 1,2,3,6,7 преамбулы договора на сумму 145 000 руб, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 29.08.2018. Итого общая сумма произведенной оплаты по договору составляет 380 000 руб.
Согласно п. 9 договора обязанность продавца по договору считается исполненной с момента передачи товара покупателю в собранном виде, по адресу указанному в п. 5 договора.
Пунктом 15 договора предусмотрено, что гарантийный срок исчисляется с момента сборки мебели в помещении покупателя Продавцом. Недостатки, обнаруженные в мебели, в том числе в процессе сборки, устраняются бесплатно продавцом в течение 45 дней. Способ устранения недостатков определяется продавцом самостоятельно. В случае самостоятельной сборки мебели покупателем либо лицом, не уполномоченным продавцом, на недостатки мебели, образовавшиеся вследствие нарушения порядка или технологий сборки (установки), гарантийный срок не устанавливается. Самостоятельное внесение покупателем изменений в конструкцию мебели, использование мебели не по назначению, естественный износ и дефекты, вызванные механическим, химическим, термическим воздействием или вследствие контакта с какими-либо жидкостями, и электрические комплектующие, гарантией не обеспечиваются.
31.08.219 истцу была поставлена часть мебели, 01.09.2018 и 08.09.2018 осуществлена сборка мебели, при этом в доставленной мебели покупателем обнаружены недостатки, а именно:1) комод (код 14, место установки - спальня) - боковая часть тумбы и верхняя часть тумбы не соответствуют по размерам; на боковой части тумбы сколы;
2) тумба (код 9, место установки - гостиная (столовая)) - задняя часть тумбы недотягивает на 4-5 см до стены по верхней части; тумбу не удалось собрать и установить;
3) комод (код 14, место установки - прихожая) - сколы на фасаде и на полке внутри комода, многочисленные царапины, неровности и пятна на кромках деталей;
4) комод (код 14, место установки - спальня) - неровности, пятна, царапины на кромках деталей, несоответствие размеров задней панели и верхней полки, в результате образовалась дыра.
5) гардероб (код 11, место установки - санузел) - недокомплект деталей. Отсутствует одна полка серии 460, L=900, комплект заглушек из 21 шт, полка проволочная серии 360, L=1823 - 2 шт.
Акт технической экспертизы (рекламация) от 15.09.2018 фиксирует недостатки поставленного товара, соглашение сторон об устранении недостатков не содержит.
В связи с обнаруженными недостатками 20.09.2018 истица направила в адрес ответчика претензию о наличии в мебели недостатков и отказе от исполнения договора на основании Закона РФ "О защите прав потребителей", возврате уплаченных денежных средств в размере 380 000 руб.
В ответ на указанную претензию истице предложено принять заново изготовленный комплект мебели.
С выводом суда о том, что между сторонами возникли отношения по договору подряда, коллегия согласиться не может, поскольку согласно заключенному сторонами договору они заключили договор купли-продажи мебели по индивидуальному заказу.
Как следует из абзаца 6 пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Пунктом 5 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определено, что в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (пункт 5 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
На основании ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 данного Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1).
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара (п. 2).
Из материалов дела, в том числе ответа ИП Попова А.Ю. на претензию истца, следует, что ответчиком наличие недостатков товара не отрицалось, вместе с тем ответчиком истцу предложено устранить указанные недостатки.
В соответствии с приведенными положениями Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в случае обнаружения в товаре недостатков Моисеева Е.В. вправе потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В нарушение действующего законодательства ИП Попов А.Ю. своевременно не возвратил истцу денежные средства, уплаченные за приобретенный товар, тем самым нарушил права покупателя.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, на основании статей 13, 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" суд правомерно взыскал в пользу истца денежные средства, уплаченные за товар и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Доводы ответчика о том, что срок поставки и передачи товара им не нарушен, он имел возможность заменить товар до истечения срока исполнения договора, подлежат отклонению, так как договор предусматривает поэтапную передачу товара потребителю. Первая часть товара подлежала передаче в течение 35 рабочих дней после заключения договора, то есть в срок до 31.08.2018, в указанный срок, а именно 31.08.2018, потребителю поставлен товар, который не отвечает условиям договора, в связи с чем на основании ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы независимо от срока исполнения второго этапа договора по оставшейся части мебели. Кроме того, коллегия отмечает, что по второму этапу подлежали передаче покупателю элементы из массива и кровать, которые потребитель не может использовать без первой части мебели.
Таким образом, ошибочный вывод суда о квалификации правоотношений сторон сам по себе не свидетельствует о неправильности решения суда в целом, в связи с чем правильное по существу решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.