Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Луковицкой Т.А.
судей
Литвиновой И.А, Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Куторовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2019 года материалы гражданского дела N 2-1449/2019 по апелляционной жалобе Миних Е. А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2019 года по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Миних Е. А. об обязании разработать проект рекультивации земель,
Заслушав доклад судьи Литвиновой И.А, объяснения ответчика Миних Е.А, представителей ответчика Миних Е.А. Лопато М.А. и Полякова Р.Ш, представителя истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Бокуц Е.Ю, представителя третьего лица ООО "НИКА" Федоровой В.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Миних Е.А. об обязании разработать проект рекультивации земель для загрязненного земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес", и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указывал, что природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории промзоны " "... "" Всеволожского района Ленинградской области при размещении отходов установлено следующее. В ходе осмотра земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес", выявлено перемещение и захоронение отходов производства и потребления с использованием дизельного фронтального погрузчика и сброс отходов посредством грузового автотранспортного средства на почву (АКТ планового (рейдового) осмотра, обследования от 19.10.2017 N 1-15-00864-17/З). При этом испытательной лабораторией ЛОГКУ " "... "" произведен отбор проб почвы. Согласно заключению эксперта ЛОГКУ " "... "" Э1 от 04.12.2017 N 77-Э-17 в пробе N 2 обнаружены повышенные концентрации загрязняющих веществ, относительно фоновой пробы: нефтепродукты - 2,2 раза; в пробе N 4: нефтепродукты - 2,2 раза; в пробе N 5: нефтепродукты - 2,6 раза, цинк - 4,9 раза. Согласно расчету размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, размер вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым N... составил: 12 772 500 руб.; размер вреда, причиненного почвам в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами составил: 8 515 000 руб. Собственником указанного земельного участка является Миних Е.А. (выписка из ЕГРН от 19.03.2018 N 47/000/095/2018-7318). До настоящего времени ответчиком фактических работ по рекультивации загрязненного отходами земельного участка не проводилось. Проект рекультивации земель не разработан.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11.02.2019 исковые требования удовлетворены, на Миних Е.А. возложена обязанность разработать проект рекультивации земель для загрязненного земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес", и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; с Миних Е.А. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Миних Е.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
Иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, судебной повесткой, направленной по факсу "дата", о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории промзоны " "... "" Всеволожского района Ленинградской области при размещении отходов установлено следующее.
В ходе осмотра земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес", выявлено перемещение и захоронение отходов производства и потребления с использованием дизельного фронтального погрузчика и сброс отходов посредством грузового автотранспортного средства на почву (АКТ планового (рейдового) осмотра, обследования от 19.10.2017 N 1-15-00864-17/З).
При этом испытательной лабораторией ЛОГКУ " "... "" произведен отбор проб почвы.
Согласно заключению эксперта ЛОГКУ " "... "" Э1 от 04.12.2017 N 77-Э-17 в пробе N 2 обнаружены повышенные концентрации загрязняющих веществ, относительно фоновой пробы: нефтепродукты - 2,2 раза; в пробе N 4: нефтепродукты - 2,2 раза; в пробе N 5: нефтепродукты - 2,6 раза, цинк - 4,9 раза.
Согласно расчету размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, размер вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым N... составил 12 772 500 руб.; размер вреда, причиненного почвам в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами составил 8 515 000 руб.
Собственником указанного земельного участка является Миних Е.А. (выписка из ЕГРН от 19.03.2018 N 47/000/095/2018-7318).
Доказательств проведения работ по рекультивации загрязненного земельного участка собственником не представлено. Проект рекультивации земель не разработан.
Установив в ходе судебного разбирательства факт загрязнения, земельного участка с кадастровым N... в результате несанкционированного размещения отходов, суд, руководствуясь ст. 13 Земельного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют нормам законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, а также представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии со ст. 12 земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу абз. 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу п. 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв" (постановление Правительства РФ N 140) предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель содержит аналогичные требования к рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.
Пунктом 4 Правил проведении рекультивации и консервации земель, предусмотрено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6 Правил).
Указанные нормы права возлагают на сособственника земельного участка обязанность принимать меры, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения земель, включая проведение мероприятий по рекультивации загрязненных земель.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым N... площадью "... " кв.м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежи на праве собственности ответчику Миних Е.А.
На данном земельном участке (части участка) на основании договора аренды осуществляло свою хозяйственную деятельность ООО "НИКА", согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности которого является деятельность автомобильного грузового транспорта, дополнительные виды деятельности: сбор, обработка и утилизация опасных и неопасных отходов, деятельность по складированию и хранению, предоставление услуг по перевозкам.
28.11.2017 по результатам проверки Восточного отдела Департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзор Ленинградской области в отношении ООО "НИКА" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в котором указано, что обществом произведено складирование, временное накопление отходов производства и потребления, относящихся IV, V классу опасности для окружающей среды непосредственно на почве.
Постановлением N 01538-17/Д от 25.12.2017 ООО "НИКА" было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.1 КоАП РФ.
В рамках дела об административном правонарушении были исследований и оценены как подтверждающие факт загрязнения почвы протоколы отбора проб почвы/грунтов испытательной лабораторией ЛОГКУ " "... "" (при наличии аттестата аккредитации), акты по результатам отбора проб почв, протоколы исследований проб почв (том л.д. 251-253), которые представлены в материалы настоящего дела в качестве доказательств, обосновывающих заявленные исковые требования.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтвержден факт загрязнения почвы земельного участка, собственником которого является Миних Е.А.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в настоявшее время собственником проведены фактические работы по устранению загрязнения земельного участка.
Ответчик, оспаривая результаты проб отбора почв, от проведения по делу судебной экспертизы для определения степени и объема загрязнения земельного участка отказалась.
Доводы ответчика о том, что лицом, деятельность которого привела к ухудшению качества земель, является ООО "НИКА", в связи с чем иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, подлежит отклонению, так как основаны на ошибочном толковании норм права в ситуации, когда арендодатель прекратил пользование земельном участком, о чем свидетельствует акт приема-передачи земельного участка, в соответствии с которым общество с 31.01.2018 арендатором земельного участка не является. Ответчиком доказательств обратного не представлено.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы права позволяют возложить на ответчика Миних Е.А. обязанность разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым N... и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
То обстоятельство, что при разрешении спора суд первой инстанции сослался на нормы прав в редакции недействующей на момент вынесения решения, является формальным нарушением, которое, исходя из установленных обстоятельств дела, само по себе не может повлечь отмену правильного по существу решения.
Установленный на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности судебная коллегия находит разумным, определенным с учетом предполагаемой длительности и сложности необходимых работ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.