Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Венедиктовой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2019 года гражданское дело N2-1042/2019 по апелляционной жалобе Вюльфинг Эльмиры Васильевны на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года по иску Вюльфинг Эльмиры Васильевны к Санкт-Петербургскому региональному отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения представителя ответчика - Карютиной О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Вюльфинг Э.В. обратилась в Петроградского районного суда Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - СПб РО ФСС РФ) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь в размере фактически понесенных расходов в размере 3495 рублей, просила возобновить исполнение индивидуальной программой реабилитации по регулярному предоставлению ортопедической обуви за счет средств федерального бюджета, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что она является "... " бессрочно. Согласно Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 07.06.2016 ей предусмотрены средства технической реабилитации сложная ортопедическая обувь на утепленной подкладке и без таковой по одной паре в год. 13.02.2018 в связи с необеспечением обувью истец приобрела ботинки женские ортопедические в ООО "Савва", оплатив 3495 рублей. Соответствующие документы ею были представлены ответчику для рассмотрения и возмещения понесенных расходов, однако, ответчик 04.06.2018 отказал в компенсации понесенных расходов, указал, что степень сложности приобретенной обуви установить невозможно, соответственно, невозможно рассчитать размер компенсации.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18.03.2019 отказано в удовлетворении иска Вюльфинг Э.В.
В апелляционной жалобе истец Вюльфинг Э.В. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Со стороны ответчика СПб РО ФСС РФ представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истица не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представила. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно справке МСЭ-2004 N2287693 от 16.01.2006 Вюльфинг Э.В. является "... ".
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 07.06.2016 Вюльфинг Э.В. предусмотрены средства технической реабилитации, в том числе ортопедическая обувь сложная - 2 пары: на утепленной подкладке 1 пара, без утепленной подкладки 1 пара.
21.02.2018, 09.03.2018, 29.04.2018 ВюльфингЭ.В. обращалась в филиал N31 СПб РО ФСС РФ через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенное TCP (обувь ортопедическая), с приложением паспорта гражданина РФ, ИПРА от 07.06.2016 N896.14.78/2016, копии кассового чека N4272 от 13.02.2018 и товарного чека NКО-801 от 13.02.2018, документом, содержащим сведения о реквизитах банковского счета.
По результатам рассмотрения заявлений и документов ответчиком принято решение 28.03.2018, 12.04.2018, 04.06.2018 об отказе в выплате компенсации за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что технические средства реабилитации приобретаются за счет и в рамках выделенных бюджетных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем ответчик не может осуществлять закупку технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий в ином порядке, чем предусмотрено законом, и на средства, превышающие нормативный объем финансирования, предоставленного на определенный финансовый год, доказательств того, что приобретенная истицей самостоятельно обувь является сложной ортопедической, не имеется, следовательно, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они основаны на имеющихся доказательствах, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абзац первый пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н.
Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение приобретенной обуви к виду и наименованию обуви, предусмотренным указанной Классификацией, в связи с чем оснований для компенсации расходов не установлено.
Суд правильно руководствовался требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о распределении бремени доказывания.
Представленный истцом товарный чек NКО-801 от 13.02.2018, согласно которому Вюльфинг Э.В. приобрела 1/1-25241/29 (001 BLACK) Ботинки женские ортопед. (38), не относят эту обувь к поименованным в Классификации. Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание пояснения истца о том, что она приобрела хорошую обувь, известной фирмы Рикер в обычном магазине.
Для переоценки данных доказательств у судебной коллегии нет оснований.
Доводы истца о том, что приобретенная обувь является ортопедической, что само по себе соответствует программе реабилитации, не содержащей конкретного вида и наименования такой обуви, не свидетельствуют о безусловном праве истца на компенсацию расходов, поскольку закон такой возможности безотносительно к Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, не предусматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.