Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Венедиктовой Е.А.Барминой Е.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2019 года апелляционную жалобу Бауковой Г. И. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2019 года по гражданскому делу N 2-476/2019 по иску Бауковой Г. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А, объяснения истицы, представителя ответчика Гришуковой Н.Л, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Баукова Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга (далее ГУ УПФ РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга) и после уточнения исковых требований просит признать недействительными решения ответчика от 10.09.2018 N 791590/18, от 09.04.2019 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 06 лет 07 месяцев 09 дней, а именно периоды: в должности воспитателя в Товариществе с Ограниченной Ответственностью "Авторская школа "Лицей" с 04.09.1995 по 31.05.1997 (01 год 08 месяцев 27 дней); в должности воспитателя в Товариществе с Ограниченной Ответственностью "КРИП"; с 02.06.1997 по 31.12.2000 (03 года 07 месяца 00 дней); в должности учителя начальных классов в Обществе с ограниченной ответственностью "КРИП"; с 01.01.2001 по 17.12.2001 (00 лет 11 месяцев 17 день); в должности учителя русского языка и литературы в ГОУ основной общеобразовательной школе N 452 Колпинского административного района Санкт-Петербурга (00 лет 05 месяцев 25 дней) с 09.01.2008 по 08.02.2008 (00 лет 01 месяц 00 дней), с 12.05.2008 по 14.06.2008 (00 лет 01 месяц 03 дня), с 09.01.2009 по 30.04.2009 (00 лет 03 месяца 22 дня); обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 29.06.2018; возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска истица указала, что пенсионным органом при рассмотрении ее заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" определен педагогический стаж 21 год 00 месяцев 10 дней. Ответчиком незаконно отказано во включении спорных периодов в специальный трудовой стаж и в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Не включение в специальный стаж работу истца в должности воспитателя в Товариществе с Ограниченной Ответственностью "Авторская школа "Лицей" и в должности воспитателя в Товариществе с Ограниченной Ответственностью "КРИП" (с 06.01.1999 в Обществе с Ограниченной Ответственностью "КРИП" ответчик мотивировал тем, что ТОО "Лицей", ООО "КРИП" (ТОО "КРИП") не являются учреждениями, которые предусмотрены Списками (N 1067 от 22.09.99, N 781 от 29.10.2002) должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Однако, по мнению истца, данные доводы ответчика несостоятельны, поскольку вопрос о включении того или иного периода работы в специальный стаж должен разрешаться на основании законодательства действовавшего на время выполнения указанной работы. Данная правовая позиция следует и из разъяснений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Действующим до 01.01.2002 Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 3340 "О государственных пенсиях в РФ" (в редакции от 16.04.2001) пенсия в связи с педагогической деятельностью назначалась при выслуге не менее 25 лет (ст. 80). В соответствии с ст. 80 Закона, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей также устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (в ред. от 22.09.1993) предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Поскольку ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Также истец указывает на необоснованность решения пенсионного органа в части отказа включить в специальный трудовой стаж периоды работы истца в должности учителя русского языка и литературы в ГОУ основной общеобразовательной школе N 452 Колпинского административного района Санкт-Петербурга (00 лет 05 месяцев 25 дней), когда истцу были предоставлены дополнительные отпуска, в связи с отсутствием в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений о специальном стаже за данные периоды. Возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при предоставлении сведений в Пенсионный фонд работодатель не поставил ему код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд. Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии надлежащей справки, подтверждающей льготный стаж, и записи в трудовой книжке, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии. Данные периоды подлежат включению в специальный стаж, так как являются дополнительными отпусками, предоставленными истцу в связи с повышением своего профессионализма. В период "учебного" отпуска за истцом сохранялись рабочее место, заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии по установленным тарифам. В спорные периоды истец продолжала состоять в трудовых отношениях с ГОУ, в связи с чем оснований для не включения их в специальный стаж не имелось. С учетом включения всех спорных периодов, на дату подачи заявления стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составлял более 25 лет, что является основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 25.04.2019 исковые требования Бауковой Г.И. удовлетворены частично; постановлено признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга в части отказа включить Бауковой Г.И. периоды нахождения в учебном отпуске с 09 января 2008 г. по 08 февраля 2008 года, с 12 мая 2008 года по 14 июня 2008 года, с 09 января 2009 года по 30 апреля 2009 года в специальный стаж; суд обязал ответчика включить в специальный стаж Бауковой Г.И. периоды нахождения в учебном отпуске во время работы в должности учителя русского языка и литературы в Государственном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе N 452 Колпинского административного района Санкт-Петербурга с 09 января 2008 г. по 08 февраля 2008 года, с 12 мая 2008 года по 14 июня 2008 года, с 09 января 2009 года по 30 апреля 2009 года; взыскал с ответчика в пользу Бауковой Г.И. государственную пошлину в сумме 300 рублей; в остальной части исковые требования Бауковой Г.И. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным судебным актом истица подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и отказа в назначении пенсии с даты обращения, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, соответственно предметом проверки в силу ст.327.1 ГПК РФ не является.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, Баукова Г.И. 29.06.2018 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более 25 лет.
Решением N 791590/18 от 10.09.2018 Бауковой Г.И. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж Бауковой Г.И. определен 20 лет 06 месяцев 23 дня.
В период рассмотрения данного спора пенсионным органом 09.04.2019г. принято решение о пересмотре решения от 10.09.2018, в связи с обнаружением ошибки при подсчете специального стажа. Однако Бауковой Г.И. вновь отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Решением от 09.04.2019г. определен специальный стаж Бауковой Г.И. 21 год 00 месяцев 10 дней, страховой стаж - 26 лет 10 месяцев 03 дня.
Из решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж не включены следующие периоды работы Бауковой Г.И.:
- с 04.09.1995 по 31.05.1997 (01 год 08 месяцев 27 дней) - в должности воспитателя в "Авторской школе "Лицей", так как Списком утвержденным Постановлением Совете Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрена работа в учреждениях, ТОО Авторская школа "Лицей" учреждением не является, наименование ТОО "Авторская школа "Лицей" данными списками не предусмотрено;
- с 02.06.1997 по 31.12.2000 (03 года 07 месяцев 00 дней) - в должности воспитателя в ТОО "Крип", ООО "Крип", так как Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрена работа в учреждениях, ТОО "Крип" (ООО "Крип") учреждением не является, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о работе за данный период представлены без подтверждения работы, связанной с педагогической деятельностью;
- с 01.01.2001 по 17.12.2001 (00 лет 11 месяцев 17 дней) в должности учителя начальных классов в ООО "Крип", так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о работе за данный период отсутствуют, кроме того Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрена работа в учреждениях, ТОО "Крип" (ООО "Крип") учреждением не является;
- с 09.01.2008 по 08.02.2008 (00 лет 01 месяц 00 дней); с 12.05.2008 по 14.06.2008 (00 лет 01 месяц 03 дня); с 09.01.2009 по 30.04.2009 (00 лет 03 месяца 22 дня) - в должности учителя русского языка и литературы в государственном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе N 452 Колпинского административного района Санкт-Петербурга, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованной лица сведения о специальном стаже за данные периоды отсутствуют, согласно справке от 14.02.2019 N 21 заявитель находилась в учебном отпуске (п.5 Правил N 516).
При этом пенсионный орган произвел исчисление периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по трем вариантам: 1) в соответствии с нормами п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 с учетом норм Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781; 2) в соответствии с нормами п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 с учетом норм Постановления Правительства РФ от 16.07.2015г. N 665, предусматривающего применение норм Списка от 17.12.1959г. N 1397; 3) с учетом норм Постановления Конституционного суда N 2-П от 29.01.2004г. и пришел к выводу, что специальный стаж истца при его исчислении по варианту 2 и 3 совпадает с вариантом N 1.
Рассматривая требования истицы об отказе включить в подсчет специального стажа истицы периоды с 04.09.1995 по 31.05.1997 в ТОО "Авторская школа "Лицей" в должности воспитателя, с 02.06.1997 по 31.12.2000 в ТОО "КРИП" в должности воспитателя, с 01.01.2001 по 17.12.2001 в ООО "КРИП" в должности учителя начальных классов, районный суд, на основании тщательного анализа представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012, пришел к обоснованному выводу о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в эти периоды истица не осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, осуществляющим реализацию общеобразовательных программ дошкольного или начального образования, то есть работа истицы в спорный период не соответствовала особым условиям труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Судебная коллегия соглашается с выводами первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств, которым судом дана надлежащая оценка, оснований для несогласия с которой по доводам апелляционной жалобы истицы о наличии у нее права на досрочную пенсию не имеется.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству - трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (а с 01.01.2015 страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Следует отметить, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Кроме этого, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" суд может решать вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании. При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (п. 16 Постановления 11.12.2012 N 23 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"), в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 27, п.1 ст. 28), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела - характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (подлежащего применению к периоду работы Бауковой Г.И. с 04 сентября 1995 года по 31 мая 1997 года в ТОО "Авторская школа "Лицей", с 02.06.1997г. по 31 октября 1999 г. в ТОО "КРИП" и ООО "КРИП") в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности.
В разделе "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (подлежащим применению как к периоду работы Бауковой Г.И. в должности воспитателя и учителя начальных классов ООО "КРИП"), в разделе 1.1 "Наименование учреждений" указаны школы всех наименований.
Из представленного в материалы дела Устава Авторская школа "Лицей" (товарищество с ограниченной ответственностью", в редакции от 11.04.1991г, следует, что ТОО было создано 4 гражданами на основании Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Основными видами деятельности "Лицея" являлись: педагогическая деятельность, подготовка и переподготовка и повышение квалификации различных категорий специалистов, техническое обслуживание и ремонтные работы, обучение рабочим специальностям, создание методической, технической литературы, развитие прогрессивных форм сервиса, туризма, отдыха, медицинского и оздоровительного обслуживания, организация кружков по интересам, организация выставок, благотворительная деятельность, спонсорская деятельность (п. 1.3 Устава).
В уставе была предусмотрено три ступени общеобразовательной школы. Получение свидетельства и аттестата об окончании Лицея на основании договора с РОНО и Госкомитетом РСФСР по образованию могут быть приравнены к Свидетельству и аттестату неполного или среднего образования. П. 2.6 Устава предусматривал, что при недостаточности контингента учащихся возможно открытие классов и заочных групп для работающей молодежи на базе лицея. Также устав предусматривал, что срок начала, продолжительность учебного года, учебной недели устанавливается приказом директора по лице; решение об использовании качественных или бальных оценок, системы тестирования лицей принимает самостоятельно.
Согласно п. 4.3. Устава, время работы на предприятии не включается в трудовой стаж (в том числе педагогический).
Из Отчета негосударственной общеобразовательной школы на начало 1996/1997 учебного года, оформленного ТОО НОУ "Авторская школа "Лицей", следует, что свидетельства о государственной аккредитации данная школа не имела; аттестаты об основном общем образовании, о среднем (полном) общем образовании учащимся не выдавала.
ТОО "КРИП" на основании Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" было зарегистрировано Распоряжением Главы администрации Колпинского района 25.08.1992г. Приказом от 06.01.1999г. N2 ТОО "КРИП" переименовано в ООО "КРИП".
Лицензия на осуществление деятельности в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования была выдана ТОО "КРИП" 25 декабря 1997г. Устав ТОО "КРИП" и ООО "КРИП" в материалы дела не представлен. Вместе с тем, как следует из решения пенсионного органа при оценке права истца на досрочное назначение страховой пенсии, устав ТОО и ООО "Крип" был изучен и установлено, что в уставе не содержится указания, что данная организация является учреждением для детей.
Как следует из положений пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе учреждения.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", действовавшим в спорные периоды работы Бауковой Г.И, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 названного закона).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 г, в части 1 статьи 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Товарищество с ограниченной ответственность, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Выводы суда первой инстанции о том, что из представленных в материалы дела документов следует, что ТОО "Авторская школа "Лицей", ТОО "КРИП" и ООО "КРИП" являлись коммерческими организациями, такие образовательные организации не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и не могут быть отнесены к числу образовательных учреждений, работа в которых подлежит зачету в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости работникам, осуществлявшим педагогическую деятельность и соответственно отсутствуют основания для признания незаконным решения пенсионного органа, отказавшего во включении в специальный педагогический стаж истца периоды работы ТОО "Авторская школа "Лицей", ТОО "КРИП" и ООО "КРИП", судебная коллегия полагает законными и обоснованными, согласующимися с Определением Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 года N 44-КГ18-10.
Поскольку даже с учетом включения в специальный стаж Бауковой Г.И. периодов нахождения в учебном отпуске во время работы в должности учителя русского языка и литературы в Государственном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе N 452 Колпинского административного района Санкт-Петербурга с 09 января 2008 года по 08 февраля 2008 года, с 12 мая 2008 года по 14 июня 2008 года, с 09 января 2009 года по 30 апреля 2009 года, что не оспаривается сторонами, у истицы на дату обращения специальный стаж работы истицы не будет составлять 25 лет, то оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" у суда первой инстанции не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению в полном объеме не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.