Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Александровой Ю.К.
судей
Грибиненко Н.Н. и Савельевой Т.Ю.
при секретаре
Васильевой Н.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3437/2018 по апелляционной жалобе ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года по иску Жировой Анастасии Валерьевны к ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" о взыскании суммы, уплаченной по договору, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Заслушав доклад судьи
Грибиненко Н.Н, выслушав объяснения представителя ответчика Нуждина В.А, действующего на основании доверенности от "дата" сроком до "дата", поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Жирову А.В, ее представителя Артемьеву Ю.В, действующую на основании доверенности "адрес"6 от "дата" сроком на 10 лет, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Жирова А.В. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис", уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит взыскать с ответчика денежную сумму 60103 руб, уплаченную по договору о реализации туристического продукта, денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб, неустойку за период с 13.02.2018 года по 26.04.2018 года в размере 43875 руб. 19 коп, штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы.
В обоснование заявленных требований указала, что 30 января 2018 года между сторонами был заключен договор о реализации туристического продукта, истец приобрела тур в Италию период пребывания с 14.04.2018 года по 21.04.2018 года с проживанием в отеле и перелетом регулярным рейсом авиакомпании, общей стоимостью 60103 рублей. Истец не была проинформирована ответчиком о том, что забронированные авиабилеты являются невозвратными (в листе бронирования отсутствовала данная информация), тем самым была лишена возможности выбора. В связи с чем, 02.02.2018 года истец направила ответчику претензию о расторжении договора и возврата уплаченной стоимости тура. В ответе на претензию от 13.02.2018 года ответчик указал, что произведет возврат денежных средств с удержанием фактически понесенных расходов в сумме 33810 руб, чего выполнено не было. В связи с неисполнением требований потребителя о возврате денежных средств, подлежит взысканию неустойка, компенсация морального вреда и штраф.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года исковые требования Жировой А.В. удовлетворены в части.
С ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" в пользу Жировой А.В. взыскана неустойка за период с 13.02.2018 года по 26.04.2018 года в размере 19189 руб. 80 коп, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере 12094 руб. 90 коп.
Этим же решением с ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" взыскана в доход Санкт-Петербурга государственная пошлина в размере 1 067 руб. 59 коп
В апелляционной жалобе ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" просит решение суда в удовлетворенной части отменить, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Решение суда истцом в части отказа в удовлетворении иска не обжалуется.
Представитель третьего лица ООО "Панорама тур" о времени и месте судебного разбирательства извещен по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив по ним законность и обоснованность решения суда первой инстанции с оценкой имеющихся доказательств в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 30 января 2018 года между ООО "Панорама Тур" через агента (турагента) ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" и Жировой А.В. был заключен договор о реализации туристского продукта/услуг, подписан сторонами.
Туроператором по данному договору является ООО "Панорама Тур", агентом (турагентом) ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" (л.д. 8-15).
На основании п. 1.1 указанного договора ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" оказало услуги по подбору и бронированию туристического продукта/услуг, забронировало тур N 61102675299 для Жировой А.В. на двух взрослых человек в Италию с датой тура 14.04.2018 г. по 21.04.2018 г. стоимостью 60 103 руб, в турпакет включены: авиаперелет на регулярном рейсе авиакомпании Lufthansa по маршруту: Санкт-Петербург-Мюнхен-Болонья-Франкфурт-Санкт-Петербург, проживание в трехзвездочном отеле Club Meeting Hotel в г. Римини Италия, медицинская страховка, сервис на курорте (л.д. 8-15).
Оплата услуг по договору произведена истцом в полном объеме 30 января 2018 года, что подтверждается квитанциями (л.д. 16-17).
После покупки тура истцу стала известна информация о том, что авиабилеты приобретаются по невозвратному тарифу и возврату не подлежат.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Жировой А.В. о взыскании с ответчика неустойки за задержку выплаты денежных средств за период с 13 февраля 2018 года по 26 апреля 2018 года в размере 19189 рублей 80 коп, компенсации морального вреда, штрафа, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона "О защите прав потребителей", Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, исходя из анализа представленных доказательств, пришел к выводу о том, что поскольку истец отказался от дальнейшего исполнения договора, то расходы ответчика, связанные с бронированием авиабилетов в сумме 33815,60 рублей, не подлежат взысканию, а ответчик обязан возвратить потребителю сумму 26287,40 рублей, при этом, поскольку ответчик несвоевременно произвел возврат суммы в размере 26287, 40 рублей, взыскал с ответчика неустойку за период с 13.02.2018 года по 26.04.2018 года в размере 19189,80 рублей.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 452 от 18.07.2007 года утверждены "Правила оказания услуг по реализации туристского продукта".
В силу положений статьи 9 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений туриста с туроператором (турагентом) изначально формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества предоставленных услуг и степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
На основании статьи 10 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Согласно пункту 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 452 от 18 июля 2007 года, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта; о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Особенности правового положения турагентов установлены статьями 9 и 10 статьи 10.1 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
В силу положений статьи 9 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" независимо от того, от чьего имени заключался договор оказания туристических услуг, туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должна содержаться взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком, в частности, за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте.
Как следует из материалов дела, 30 января 2018 года между ООО "Панорама Тур" через агента (турагента) ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" и Жировой А.В. был заключен договор о реализации туристского продукта/услуг, подписан сторонами.
Туроператором по данному договору является ООО "Панорама Тур", агентом (турагентом) ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" (л.д. 8-15).
Оплата услуг по договору произведена истцом в полном объеме 30 января 2018 года, что подтверждается квитанциями (л.д. 16-17).
Ответчик перечислил в пользу туроператора ООО "Панорама Тур" денежные средства на оплату тура за вычетом агентского вознаграждения в сумме 55445, 60 рублей, что подтверждается соответствующим платежным поручением.
02 февраля 2018 года истец обратилась в ООО "Панорама Тур" с претензией о расторжении договора о реализации туристского продукта от 30 января 2018 года, возврате уплаченных по договору денежных средств в размере 60103, 00 руб, в связи с непредоставлением при оформлении тура информации о тарифе на авиа перелет.
13 февраля 2018 года истцу направлен ответ, согласно которому туроператор указал на то, что выплата при отказе от тура будет произведена с удержанием фактически понесенных расходов в размере 33810, 00 руб. - стоимость невозвратных авиабилетов.
Как усматривается из ответа ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" от 26 апреля 2018 года на претензию истца туроператор сообщил, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт вынуждающих не лететь обстоятельств, невозможно оформить запрос в авиакомпанию на вынужденный возврат денежных средств. Размер фактически понесенных расходов составил 33815 рублей 60 коп. Денежные средства в размере 26287 рублей 40 коп. предложено получить истцу в офисе ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" ( л.д.60).
Истцом исковые требования предъявлены только к турагенту ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис", против привлечения туроператора ООО "Панорама Тур" к участию в деле в качестве соответчика истец возражала, настаивая на требованиях только к турагенту.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Ответственность туроператора предусмотрена положениям статьи 9 ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" является ненадлежащим ответчиком, поскольку денежные средства по бронированию тура были перечислены и получены ООО "Панорама Тур", возврат денежных средств осуществлялся также туроператором.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Жировой А.В. к ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" о взыскании неустойки, связанной с просрочкой возврата денежных средств, а также производных требований о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, не имеется.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Жировой Анастасии Валерьевны к ООО "ГЕРНИ Тревел Сервис" о взыскании суммы, уплаченной по договору, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.