Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
Судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2019 года апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2019 года по административному делу N 2а-1009/2019 по административным исковым заявлениям Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконными предписаний.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца - Морозовой А.И, представителя административного ответчика - Сазонова Г.В, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района") обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административными исковыми заявлениями, в которых просило признать недействительными и отменить предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/7064-Р от 10.05.2018, N 01/17835-Р от 28.11.2018.
В обоснование требований административного иска административный истец указал, что предписаниями Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/15557-Р от 18.10.2018, N 01/17835-Р от 28.11.2018 на него возложена обязанность устранить нарушения в содержании трубопроводов водоотведения (канализация), холодного водоснабжения (на трубопроводах наблюдаются следы коррозии, увлажнения, подтеки) на кухне, в туалетной и ванной комнатах "адрес" в "адрес", в срок до 06.1.2018 включительно. Управляющей организацией произведена замена участков трубопроводов системы водоотведения, холодного и горячего водоснабжения с заменой запорной арматурой в помещении туалета с последующим восстановлением пола; в помещении кухни произведена замена запорной арматуры на трубопроводе холодного водоснабжения; в помещении туалета (на кухне) произведена замена участка трубопровода системы холодного водоснабжения с заменой запорной арматуры, что подтверждается актом от 12.11.2018 и материалами фотофиксации. По состоянию на декабрь 2018 года, коммуникации находятся в удовлетворительном технически исправном состоянии, участки трубопроводов ХВС, ГВС частично заменены по полимерные материалы, на металлических участках выявлено отслоение окрасочного слоя, что не влияет на работоспособность системы в целом. Жителям квартиры разъяснено о необходимости поддержания инженерных систем в надлежащем состоянии.
Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, административные дела N 2а-1009/2019 и N 2а- 1010/2019 объединены в одно производство.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2019 года требования административных исков удовлетворены частично: признано незаконным и отменено предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/17835-р от 28.11.2018; с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.; в остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Органом, осуществляющим жилищный надзор в Санкт-Петербурге, является Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (далее ГЖИ Санкт-Петербурга).
Основными задачами ГЖИ Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.1 Положения "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, является осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 28 августа 2017 N 36-р утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее Административный регламент).
Пунктом 1.6 Административного регламента установлено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора предметом проверок, является, в том числе, соблюдение органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; к управлению многоквартирными домами; к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу пункта 1.10 Административного регламента результатами исполнения государственной функции являются: составление акта проверки, содержащего сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований; вынесение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацу 8 пункта 3.4.1 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной или выездной) проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является поступление в Инспекцию, в том числе, обращений и заявлений граждан.
Пунктом 3.5.1 Административного регламента предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и(или) выездной проверки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.5.2 Административного регламента организация внеплановой документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьями 11, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26.12.2008 года предметом выездной проверки являются, в том числе принимаемые юридическим лицом меры по исполнению предписания об устранении нарушений обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3.5.2 и 3.6.2 Административного регламента, пункте 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ определено, что подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля только с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, которые изложены в части 2 статьи 20 названного Федерального закона.
Таких нарушений при проведении проверки ГЖИ Санкт-Петербурга допущено не было.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" является управляющей компанией многоквартирного "адрес", лит. А по Фонарному переулку в Санкт-Петербурге на основании заключенного 15.03.2016 между ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Адмиралтейского района" договора управления многоквартирным домом, согласно которого ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" приняло на себя обязанность оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"далее МКД), надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, в границах эксплуатационной ответственности, обеспечивать представление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения МКД, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления МКД,
В адрес Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от собственника комнаты в коммунальной "адрес" по "адрес" в Санкт-Петербурге Ширмановой Н.В. 27 сентября 2018 года поступило обращение по вопросу ненадлежащего содержания стояков холодного водоснабжения, водоотведения в коммунальной "адрес" по вышеуказанному адресу.
В целях проверки доводов данного обращения на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга от 10.10.2018 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения административным истцом лицензионных требований. О проведении проверки административный истец был своевременно и надлежащим образом уведомлен.
По результатам проверки 11.10.2018 был составлен акт проверки, из которого следует, что допущено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а именно: допущены нарушения в содержании трубопроводов горячего, холодного водоснабжения и канализации (водоотведения) (наблюдаются следы увлажнений, ржавчины, подтеки) в ванной и туалетной комнатах, кухне "адрес" дома; в "адрес" ванной, туалетной комнате и кухне длительное время ремонт не проводится. Таким образом, управляющей организацией допущено нарушение п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
В связи с выявленными нарушениями Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга было выдано ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" предписание от 18.10.2018 N 01/15557-Р, в котором указано на нарушения п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
20 ноября 2018 года в целях контроля исполнения выданного проверяемому лицу предписания N 01/15557-Р от 18.10.2018 об устранении выявленного нарушения на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга от 19.11.2018 была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки, которым установлено, что предписание от 18.10.2018 N 01/15557-Р не исполнено в срок в полном объеме, а именно: допущено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а именно: допущено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а именно: допущены нарушения в содержании трубопроводов горячего, холодного водоснабжения (на трубопроводах наблюдаются следы коррозии, увлажнение, подтеки) на кухне, в туалетной и ванной комнате "адрес" дома, то есть нарушен п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в связи с чем Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга было выдано ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" повторное предписание от 28.11.2018 N 01/17835-Р.
Как установлено судом первой инстанции, наличие зафиксированных нарушений на момент вынесения оспариваемых предписаний ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" не оспаривало.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в части требований ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" требований об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/15557-Р от 18.10.2018.
Удовлетворяя требования административного иска в части признания незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/17835-Р от 28.11.2018, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе слушания дела ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" были представлены доказательства исполнения в добровольном порядке предписания от 28.11.2018 N 01/17835-Р, в связи с чем наличие данного предписания может повлечь возникновение на стороне административного истца негативных последствий.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Пункт 10 указанных Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В связи с вышеизложенным, ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" является ответственным за содержание и ремонт вышеназванного жилого дома, а также за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования (п. 5.1.2 Правил ).
В пункте 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в затворах санитарных приборов и не герметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации.
В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции административным истцом был представлен акт о приемке выполненных работ от 06.11.2018, согласно которому была произведена замена внутреннего трубопровода из чугуна канализационных труб на полиэтиленовые трубы; произведена прокладка трубопроводов водоснабжения из полиэтиленовых труб наружным диаметром 32 мм.
Между тем, представленными Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга материалами фотофиксации от 20.11.2018 опровергается вывод суда первой инстанции об исполнении ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" в добровольном порядке ранее выданного предписания в полном объеме, согласно которым на трубопроводах, находящихся на кухне, в туалете и ванной комнате наблюдаются следы коррозии, подтеки.
Таким образом, нарушение обществом требований пунктов 3.1.1, 3.1.3, 583 Правил N 170, выразившееся в том, что трубы холодного водоснабжения и канализации в "адрес" частично имеют неисправное состояние, а именно: на части поверхности трубопроводов значительная коррозия, конденсат на поверхности трубопроводов, подтверждено материалами дела.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оспариваемое предписание соответствует закону, не возлагает на управляющую организацию обязанности, не предусмотренные жилищным законодательством, не нарушает ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
То обстоятельство, что один из сособственников указанной коммунальной квартиры Агеев С.О. 12.11.2018 дал расписку, в которой указано, что работы выполнены в полном объеме и он не имеет каких-либо претензий, не свидетельствует об исполнении в полном объеме предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/15557-Р от 18.10.2018, а также о том, что качество произведенных работ удовлетворяет всех собственников данной квартиры.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемые предписания являются исполнимыми. Действующее законодательство не возлагает на контролирующий орган обязанность указания в предписании алгоритма действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2019 года в части удовлетворения требований административного искового заявления подлежит отмене, с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/17835 от 28.11.2018, в том числе и в части взыскания в пользу административного истца судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2019 года отменить в части удовлетворения требований административного искового заявления.
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 01/17835 от 28.11.2018, взыскании судебных расходов отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.