Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 августа 2019 года апелляционную жалобу Афонина В. И. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2019 года по административному делу N 2а-502/2019 по административному исковому заявлению Афонина В. И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца Афонина В.И, представителя административного истца - Честикина В.А, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Афонин В.И. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Инспекции Федеральной службы по Выборгскому району Ленинградской области, выразившиеся в отказе аннулировать внесенные Федеральной налоговой службой по Выборгскому району Ленинградской области изменения в сведения ЕГРЮЛ от 12.07.2017 о юридическом лице СНТ "Знамя" о Корзуне Н.И. как лице, имеющем право действовать от имени СНТ без доверенности в качестве представителя правления СНТ.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить обязанность на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области внести запись об отмене государственной регистрации изменений, касающихся сведений о Корзуне Н.И. как лице, имеющем право действовать от имени СНТ без доверенности в качестве председателя правления СНТ.
В обоснование заявленных требований Афонин В.И. указал, что является членом садоводства "Знамя" с 1986 года. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области по результатам рассмотрения интернет-обращения административного истца, перенаправленного ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области (вх. N 1025-ЗГ@ от 27.02.2018) отказано аннулировать изменения, внесенные Федеральной налоговой службой по Выборгскому району Ленинградской области от 12.07.2017 в сведения о юридическом лице СНТ "Знамя" о Корзуне Н.И. как лице, имеющем право действовать от имени СНТ без доверенности в качестве председателя правления СНТ. По мнению административного истца, основанием для регистрации в ЕГРЮЛ Корзуна Н.И, как лица действующего без доверенности от имени СНТ, был представленный им "подложный" протокол общего собрания. Решением Лужского городского суда Ленинградской области по делу N 2-1873/2017 от 29.11.2017 установлено, что общее собрание членов СНТ "Знамя" 10.06.2017 проведено при отсутствии кворума, в связи с чем, решения, принятые на данном собрании, являются недействительными, в связи с чем и регистрация Корзуна Н.И. в ЕГРЮЛ недействительна и автоматически должна быть внесена запись об отмене государственной регистрации изменений, касающихся сведений о Корзуне Н.И, как лице, имеющем право действовать от имени СНТ без доверенности в качестве председателя правления СНТ.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Афонина В.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.03.2019 года, 12.07.2017 в реестр ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области была внесена запись о лице, имеющем право действовать от имени СНТ "ЗНАМЯ" без доверенности - председателе правления СНТ "ЗНАМЯ" Корзуне Н.И.
Основанием для внесения записи послужило решение Инспекции от 12.07.2017 года N 8212А, основанием для принятия которого, в свою очередь послужило заявление по форме Р14001 от 05.07.2017 года, сопроводительное письмо нотариуса от 04.07.2017 года.
Вступившим в законную силу 12.04.2018 года решением Лужского городского суда Ленинградской области от 29.11.2017 года N 2-1873/2017 признано недействительным решение общего собрания членов СНТ "ЗНАМЯ", состоявшееся 10.06.2017 года. В части заявленных требований о применении последствий недействительности общего собрания членов СНТ от 10.06.2017 года в виде аннулирования сведений внесенных в ЕГРЮЛ о Корузне Н.И. - отказано.
Согласно решению Лужского городского суда Ленинградской области от 29.11.2017 года N 2-1873/2017, на общем собрании членов СНТ "ЗНАМЯ", состоявшемся 10.06.2017 года, были приняты в том числе следующие решения: об исключении из членов и принятии в СНТ новых членов, закреплении за ними земельных участков; избрании в члены правления СНТ Корзуна Н.И, Севасттьяник М.В, Ефремова А.А.; избрание председателем правления СНТ "Знамя" Корзуна Н.И.
27 февраля 2018 года Афонин В.И. обратился в ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области путем направления интернет-обращения в отношении СНТ "ЗНАМЯ".
Письмом от 28.02.2018 года N 17-28/0983-ЗГ@ ИФНС России по Выборгскому району ЛО, куда было перенаправлено данное обращение, был дан ответ. Согласно ответу у ИФНС отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001, где полномочия лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица возлагались на Корзуна Н.И. Обязанность регистрирующего органа о признании записи недействительной в решении Лужского городского суда ЛО отсутствует.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей содержащихся в ЕГРЮЛ.
Судебная коллегия считает, что, рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно установилхарактер спорных правоотношений между сторонами и применил закон, их регулирующих.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "л" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Федерального закона N 129-ФЗ), юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, необходимо представить в установленном порядке документы, предусмотренные п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ к таким документам отнесены подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Из п. 2 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 статьи 9 упомянутого Федерального закона заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе общества необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица.
На момент подачи заявления о внесении в реестр сведений о Корзуне Н.И, как о председателе правления СНТ, 5 июля 2017 года, внесения оспариваемой записи - 12 июля 2017 года, в налоговый орган были представлены необходимые для внесения соответствующей записи документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, внесенные в ЕГРЮЛ записи не исключаются и не аннулируются, такая возможность действующим законодательством не предусмотрена. В реестр могут быть внесены лишь новые записи.
Применительно к положениям вышеуказанного законодательства, для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице СНТ "Знамя" необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица, с необходимым пакетом документов. Иного порядка закон не предусматривает. При этом, в любом случае при изменении содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 53 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н, не опровергает правильность выводов суда по существу инициированного Афониным В.И. административного спора, поскольку данный пункт не регламентирует возможность аннулирования записей, внесенных в ЕГРЮЛ, на чем настаивает административный истец.
Письмо ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@ "О реализации положений Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит анализ изменений, внесенных в нормативные акты Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не является нормативным правовым актом, не устанавливает процедуру аннулирования ранее внесенных записей в ЕГРЮЛ, в связи с чем ссылка на данное письмо в апелляционной жалобе правового значения не имеет.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.7 Закона N 129-ФЗ обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно п.5 ст.11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
05.06.2016 вступил в силу Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195), которым, в том числе, утверждено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (Форма N Р34002).
Такого заявления от лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Знамя", в налоговый орган не поступало. Заявление административного истца к таковым не относится.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.