Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Шипилова О.А.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
М
рассмотрела в открытом судебном заседании административное N 2а-6272/2019 по апелляционной жалобе С на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятого 12 августа 2019 года по административному иску А к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... об оспаривании решения от "дата" N... "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по избирательному округу N... С".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного истца А - К (по доверенности), возражения представителей избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... - Г (председатель избирательной комиссии) и К (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Андреевой Н.А, судебная коллегия
установила:
А обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... (далее - ИКМО N... ) от "дата" N... о регистрации С кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N.., а также просил отменить регистрацию С кандидатом в депутаты.
В обоснование административного иска А ссылался на то обстоятельство, что "дата" решением ИКМО N... он зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N.., однако этой же избирательной комиссией "дата" принято решение N... о регистрации С кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному избирательному округу, с которым истец не согласен по причине предоставления С недостаточного количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения последнего.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года административный иск А удовлетворён частично - признано незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... от "дата" N... о регистрации С кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N...
В удовлетворении административного истца в части требования об отмене регистрации С кандидатом в депутаты отказано.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо С просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
Со стороны истца решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжалуется.
Заинтересованное лицо С в судебное заседание не явился, извещён судом надлежащим образом посредством направления смс-сообщения и телеграммы, а также электронной почты; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
"дата" С подал в ИКМО N... заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... в порядке самовыдвижения (л.д. 25-26).
С вместе с указанным заявлением в ИКМО N... были поданы документы, предусмотренные статьей 33 Законом об основных гарантиях избирательных прав, а также подписные листы.
Как следует из протокола об итогах сбора подписей избирателей С представил в ИКМО N... три подписных листа, содержащих 15 подписей избирателей (л.д. 53).
Решением ИКМО N... от "дата" N... С зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по много мандатному избирательному округу N... (л.д. 22-23).
Удовлетворяя административный иск в части требования о признании решения избирательной комиссии незаконным, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения у ИКМО N... отсутствовали правовые основания для регистрации С кандидатом в депутаты, поскольку имелось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для выдвижения и регистрации С кандидатом в депутаты муниципального совета.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об основных гарантиях избирательных прав, самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названого Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определён в статье 37 этого же Закона.
Так, в частности, пунктом 12 названной статьи установлено требование, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
При этом избирательное законодательство не делает каких-либо исключений в части указания в полном объеме всех предусмотренных законом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, в случае сбора подписей избирателей непосредственно самим кандидатом.
По смыслу приведённых положений закона, сведения о сборщике подписей, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения (пункт 2.2. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1483-О).
Из предоставленных С подписных листов видно, что в строке "Подписной лист удостоверяю" каждого из подписных листов в нарушение требований пункта 12 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав С не указал дату своего рождения (л.д. 55-57).
Указанное обстоятельство в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона о выборах депутатов муниципальных советов влечет признание недействительными всех подписей избирателей.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
С учетом изложенного, поскольку С не представлено необходимое количество достоверных подписей избирателей, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение ИКМО N... от "дата" N... о регистрации С является незаконным.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 12 августа 2019 года по делу N 2а-6272/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу С - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.