Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
Ч
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6588/2019 по апелляционной жалобе П на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 августа 2019 года по административному иску П к Санкт-Петербургской избирательной комиссии, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "адрес" об оспаривании решения о регистрации Б кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "адрес" шестого созыва по многомандатному избирательному округу N...
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения заинтересованного лица - Б, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Мазиной О.Н, судебная коллегия
установила:
П обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил отменить регистрацию Б кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" шестого созыва по многомандатному избирательному округу N...
В обоснование административного иска П ссылался на то обстоятельство, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "адрес" (далее - ИКМО "... ") он зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "... " шестого созыва по избирательному округу N.., однако Санкт-Петербургской избирательной комиссии "дата" принято решение N... о регистрации Б кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N.., с которым истец не согласен, поскольку регистрация данного кандидата произведена с нарушением избирательного законодательства.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2019 года в удовлетворении административного иска П отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
Административный истец П, представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, представитель ИКМО "... ", в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом посредством телефонной связи, а также по электронной почте; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заинтересованного лица, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
П зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "... " шестого созыва по избирательному округу N.., что подтверждается представленным в материалы дела удостоверением (л.д.11).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" N.., принятым по жалобе Б на решение ИКМО "... " от "дата" "... " об отказе в регистрации кандидатом, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному избирательному округу (л.д. 12-13).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у ИКМО "адрес" не имелось оснований, предусмотренных подпунктами "б", "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, для отказа Б в регистрации кандидатом в депутаты, в связи с чем Санкт-Петербургская избирательная комиссия обоснованно отменила решение ИКМО "... " и зарегистрировала Б кандидатом в депутаты.
С данным выводом суда следует согласиться.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 5 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Основания для отмены регистрации кандидата судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, изложены в пункте 7 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Как правильно указал суд первой инстанции в постановленном по делу решении, таких оснований при рассмотрении данного дела не установлено.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 этой же статьи Закона, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов).
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона установлено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из материалов дела, "дата" Б представил в ИКМО "адрес" заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, в котором отсутствует его подпись (л.д. 56-57).
В предоставленных в ИКМО сведениях о размере и источниках дохода, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах также отсутствует подпись Б (л.д. 60-62).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Согласно положениям пункта 1 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправлению, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных Методических рекомендаций, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Согласно пункту 4.12.4 Методических рекомендаций, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Как следует из решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии о недостатках в представленных документах Б был извещен телеграммой.
Указанную телеграмму Б получил "дата", однако из текста телеграммы не представляется возможным установить какие именно недостатки выявила ИКМО "адрес" в документах кандидата, в связи с чем направление телеграммы не может считаться надлежащим исполнением ИКМО "... " обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Закона о выборах депутатов муниципальных советов (л.д. 13).
Кроме того, отсутствие подписи Б в документе о размере и источниках дохода, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах не было указано в качестве основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты в решении ИКМО "... " от "дата" N "... ".
Основанием для отказа избирательной комиссией муниципального образования "... " Б в регистрации кандидатом в депутаты послужило отсутствие подписи Б в заявлении о согласии баллотироваться и отсутствие документа, подтверждающего извещение "... " избирательной комиссии о проведения мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов в депутаты, а также суждение о том, что решение о выдвижении Б кандидатом в депутаты принято неуполномоченным органом избирательного объединения - не Комитетом "... ", как это указано в Уставе партии, но Пленумом Комитета "... ".
Отсутствие подписи Б в заявлении о согласии баллотироваться, в документе о размере и источниках дохода, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, могло служить основанием для отказа избирательной комиссией в регистрации кандидатом в депутаты по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, однако такое основание не входит в перечень случаев отмены решения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, по заявлению (иску) другого кандидата, зарегистрированного по этому же избирательному округу (пункт 7 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пределах десятидневного срока, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, П решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" о регистрации Б не оспорил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях).
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Конкретная форма извещения избирательной комиссии законом не установлена.
Согласно протоколу осмотра доказательств от "дата", "дата", а также "дата" "... " были направлены уведомления о проведении избирательным объединением "дата"; "дата" мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "... " шестого созыва (л.д.83-111).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об исполнении "... " требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 названного Закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, решение о выдвижении кандидата, указанное в приведённом выше подпункте "в" пункта 7 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
В силу статьи 21 Федерального закона о политических партиях, политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона о политических партиях определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В соответствии с пунктом 5.7 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет.
Комитет КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (пункт 5.8 Устава КПРФ).
Постановлением (решением) Бюро "... " от "дата" согласована кандидатура Б, предложенная для выдвижения "... " кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" шестого созыва по избирательному округу N... (л.д. 80).
Согласно выписке из "... " от "дата" на основании результатов тайного голосования Б выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N... (л.д. 76-77).
Согласно пункту 5.9 (абзац четвёртый) Устава КПРФ заседание Комитета проходит в форме Пленума; решение принимаются в форме постановлений.
Следовательно, процедуру согласования выдвижения кандидата местным отделением КПРФ следует считать выполненной и соответствующей Уставу названной политической партии.
Представленное решение о выдвижении Б соответствует требованиям, изложенным в подпункте "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и в пункте 9 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, поскольку содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в установленном Уставом политической партии порядке решения о выдвижении Б кандидатом в депутаты.
Прочие доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 августа 2019 года по административному делу N 2а-6588/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу П - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.