Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
судей - Имансакиповой А.О, Черткова С.Н,
при секретаре - Кыпчаковой Л.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Правительства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой М.Н, представителя Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция" Министерства строительства Российской Федерации Парамоновой В.Г. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 июля 2019 года, которым
исковое заявление Сейлхановой Марфы Копергеновны к Правительству Республике Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы о признании незаконным решения об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов удовлетворено.
Признано незаконным решение республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" от 08 мая 2019 года об отказе во включении Сейлхановой Марфы Копергеновны с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) в список получателей на 2019 год.
На Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" возложена обязанность включить Сейлханову Марфу Копергеновну с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) в список получателей на 2019 год.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сейлханова М.К. обратилась в суд с иском к Правительству Республике Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы о признании незаконным решения от 08 мая 2019 года об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год с составом семьи из двух человек, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год с составом семьи из двух человек. Исковые требования мотивированы тем, что истец с 22.02.2008 г..состояла в очереди по категории "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства" на получение жилищного сертификата в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. До 2015 г..в состав ее семьи согласно заявлениям были включены постоянно проживающие с ней дочери Сейлханова З.К. и Сейлханова Е.К. В 2016-2017 г..г. Сейлханова М.К. письменно обращаясь с заявлениями в администрацию района, в графе состав семьи уже не указывала дочь Сейлханову З.К, а 22.12.2017 г..она обратилась в администрацию МО "Кош-Агачский район" с заявлением об исключении из состава семьи дочери Сейлхановой З.К. по программе выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от 26.01.2018 г..N 068 Сейлханова З.К. исключена из состава семьи Сейлхановой М.К. Причиной ее обращения с вышеуказанным заявлением и принятого решения явились обстоятельства замужества дочери Сейлхановой З.К. Исключая дочь Сейлханову З.К, истица желала, чтобы дочь со своей семьей в перспективе смогла самостоятельно участвовать в аналогичной программе переселения из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, не хотела нарушить их права и интересы, не желала увеличить размер субсидии, причитающийся ей с составом семьи из 3 человек.
Исключая дочь, истец не нарушила действующее законодательство, дочь Сейлханова З.К. не возражала против этого, то есть она не злоупотребила правом, напротив, этим самым учла интересы как своей дочери, ее семьи, так и государства. В соответствии с решением республиканской комиссии по реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" от 08.05.2019 г..истец с составом семьи дочерью Чендековой Е.К. были исключены из списка получателей государственный жилищный сертификат на 2019 г..по причине предоставления недостоверных сведений о составе семьи, не указании сведений о совместном проживании с истицей ее дочери Сейлхановой З.К. Участие в указанной подпрограмме является добровольным, поэтому, учитывая желание дочери Сейлхановой З.К. об исключении ее из состава семьи истца, её заявление об этом и решение администрации района об исключении ее из состава семьи Сейлхановой М.К. расценены ответчиком как предоставление недостоверных сведений. Фактическое проживание Сейлхановой З.К. в одном жилом помещений с истцом, наличие одной и той же регистрации не имеет правового значения для принятия ответчиком оспариваемого решения. Республиканской комиссией и Министерством регионального развития Республики Алтай не учтено, что истец была включена в сводный список граждан участников подпрограммы с составом семьи из 2 человек, без Сейлхановой З.К.
Согласно вышеуказанному положению, включение истца в сводные списки получателей государственного жилищного сертификата свидетельствует о признании истца участником подпрограммы с составом семьи из 2 человек, поэтому нарушение данного права путем внесения изменений в сводные списки граждан-получателей государственного жилищного сертификата путем исключения Сейлхановой М.К. из них, является незаконным.
Протокольным определением суда от 06.06.2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сейлханова З.К. и ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минстроя России.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласились представитель Правительства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай Николаева М.Н, представитель Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция" Министерства строительства Российской Федерации Парамонова В.Г. указывая, что судом применены недействующие нормы права, не установлено, к какому органу предъявлены исковые требования. Указывает, что оспариваемое решение комиссией не принималось в силу того, что комиссия прекратила свою деятельность. Суд не применил подлежащие применению положения ст. 5 ФЗ N125, ст. 10 ГК РФ, произведено неверное толкование положений пункта 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программ "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг". Указывает, что дочь истца Сейлханова Земфира проживает совместно со своей матерью - истцом Сейлхановой М.К. Учитывая, что ФЗ N125 однозначно определяет, кто признается членом семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, это исключает произвольное определение состава семьи на усмотрение гражданина или с учетом согласия проживающих совместно с ним родственников. Не включение в состав семьи лиц, указанных в ст. 5 закона, исключает возможность органов местного самоуправления, запросить выписки из ЕГРН о наличии в актуальный момент или в прошлые периоды жилых помещений в собственности у родственников участника программы, что имеет значение для определения права участника программы на получение социальной выплаты, а также для определения размера социальной выплаты. Данное обстоятельство влечет злоупотребление правом участником программы. Полагает, что только при соблюдении требований ФЗ N125 и Правил возникает право у Сейлехановой М.К. на участие в программе и получение государственного жилищного сертификата.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Правительства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай Николаеву М.Н, поддержавшую доводы апелляционных жалоб, представителя Сейлхановой М.К. Касенова А.К, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что постановлением Администрации Кош-Агачского района N 255 от 19.03.2011 г. Сейлханова М.К. с 22 февраля 2008 года поставлена на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды".
Как следует из материалов дела, на данный учет Сейлханова М.К. была постановлена с составом семьи 3 человека: она, дочь Сейлханова З.К, "дата" года рождения, дочь Сейлханова (Чендекова) Е.К, "дата" года рождения.
Однако 25 декабря 2017 года Сейлханова М.К. обратилась в Администрацию Кош-Агачского района с заявлением, в котором просила исключить из состава ее семьи дочь Сейлханову З.К.
Постановлением Администрации Кош-Агачского района N 068 от 26.01.2018 г. Сейлханова З.К. исключена из состава семьи Сейлхановой М.К.
Таким образом, Сейлханова М.К. с 26 января 2018 года по настоящее время состоит на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищной субсидии, в составе семьи 2 человека: она и дочь Чендекова Е.К. 11 апреля 2018 года Сейлханова М.К. обратилась в Администрацию Кош-Агачского района с заявлением о включении ее в список получателей социальной выплаты на планируемый 2019 год. Однако решением Комиссии от 08 мая 2019 года истцу отказано во включении в список получателей жилищной субсидии на 2019 год, по той причине, что в заявлении от 11.04.2018 г. она не указала в качестве члена своей семьи дочь Сейлханову З.К.
Установив данные обстоятельства дела, суд, руководствуясь положениями ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что постановление администрации МО "Кош-Агачский район" об исключении Сейлхановой З.К. из состава членов семьи Сейлхановой М.К. не оспорено, а также из самостоятельного права Сейлхановой З.К. состоять в очереди на получение жилищной субсидии по программе "Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в качестве основного участника программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N879 предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо подлежат снятию с учета.
Принимая во внимание, что поскольку истец намерена выехать из района Крайнего Севера в составе семьи из двух человек, дочь Сейлханова З.К, лицом, выезжающим с ней из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в составе данной семьи не является, постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от 26.01.2018 года исключена из состава членов семьи Сейлхановой М.К, судебная коллегия, учитывая п.20 Положения, приходит к выводу, что истец вправе ставить вопрос о реализации ее права в порядке очередности без учета дочери Сейлхановой З.К, в чем ей фактически было отказано.
Таким образом, решение суда в указанной части судебная коллегия находит верным.
Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования, признал незаконным решение республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" от 08 мая 2019 года.
Однако как усматривается из протокола заседания республиканской комиссии от 08 мая 2019 года, Министерством регионального развития Республики Алтай утвержден протокол заседания республиканской комиссии по реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В связи с чем, судебная коллегия находит необходимым уточнить абзац второй резолютивной части решения суда в части наименования комиссии, указав его в соответствии с протоколом заседания республиканской комиссии по реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 08.05.2019 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не предполагает возможности выбора гражданином по своему усмотрению конкретных способов и форм его реализации, которые устанавливаются федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что Сейлханова М.К. в ходе рассмотрения дела, в том числе и в исковом заявлении выразила волю защитить свое право путем возложения обязанности на Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" возложить обязанность включить Сейлханову Марфу Копергеновну с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) в список получателей жилищного сертификата на 2019 год.
Часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации, обязывая суд принять решение по заявленным истцом требованиям, при этом предоставляет суду право выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Суд первой инстанции, разрешая спор, постановил, возложить обязанность на Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии включить Сейлханову Марфу Копергеновну с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) в список получателей жилищного сертификата на 2019 год.
Вместе с тем, списки граждан - получателей государственного жилищного сертификата формируются в соответствии с действующим порядком формирования и утверждения сводных списков граждан, утвержденным приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 24.05.2018 года N267-Д. Внесение Сейлхановой М.К. в утвержденный ранее список граждан - получателей государственного жилищного сертификата на 2019 год не приведет к должной защите ее прав - распределению сертификата истцу, поскольку федеральные средства, предусмотренные Республике Алтай на данные цели, в 2019 году распределены в полном объеме 01 августа 2019 года. В соответствии с действующим законодательством, списки граждан-получателей государственного жилищного сертификата на 2019 год не будут являться основанием для распределения государственного жилищного сертификата в 2020 году.
Данные обстоятельства судом первой инстанции не были учтены.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что 3 абзац резолютивной части решения в части возложения обязанности на Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии о включении Сейлхановой Марфы Копергеновны с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) в список получателей жилищного сертификата на 2019 год, необходимо исключить.
В целях окончательного разрешения спора, и реализации права Сейлхановой М.К. на получение государственного жилищного сертификата, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания за Сейлхановой М.К. с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) права на получение социальной выплаты в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", с даты постановки на учет - 22.02.2008 года, что не противоречит ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, и не нарушает прав Сейлхеновой М.К.
Иные доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с оценкой выводов суда первой инстанции, и иному толкованию законодательства. Между тем правовых оснований для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 июля 2019 года изменить.
Уточнить абзац 2 резолютивной части решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 июля 2019 года, в части наименования комиссии, решение которой признано незаконным - республиканской комиссии по реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Абзац 3 резолютивной части решения исключить.
Дополнить резолютивную часть решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 июля 2019 года абзацем следующего содержания.
Признать за Сейлхановой М.К. с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Есмигуль Кыдырхановна) право на получение социальной выплаты в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", с даты постановки на учет - 22.02.2008 года.
Председательствующий - Е.А. Кокшарова
Судьи - А.О. Имансакипова
С.Е. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.