Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей А.М. Гильмутдинова и Р.Э. Курмашевой,
при ведении протокола помощником судьи М.В. Совковой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х. Хисамова гражданское дело по апелляционной жалобе Л.З.Ахметшиной на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 04 июля 2019 года. Указанным решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ахметшиной Лилии Зуфаровны к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Елабужском муниципальном районе об обязании признать статус и права многодетной семьи, выдать удостоверение многодетной семьи отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.З. Ахметшина обратилась к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Елабужском муниципальном районе с исковыми требованиями об обязании признать статус и права многодетной семьи.
Требование мотивировала тем, что в период нахождения в браке с Ф.Г. Ахметшиным в семье родилось трое детей: ФИО16, 10 октября 1999 года рождения, "данные изъяты", ФИО17, 12 апреля 2005 года рождения, и ФИО18, 29 марта 2018 года рождения. Однако ответчиком в выдаче удостоверения многодетной семьи было отказано на основании Постановления Кабинета Министров в Республике Татарстан от 28 декабря 1992 года N 708 "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан", с учётом того, что ФИО19 исполнилось 18 лет.
Истица просила обязать отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Елабужском муниципальном районе признать семью Ахметшиных многодетной, присвоив статус и права многодетной семьи, выдать удостоверение многодетной семьи.
В судебном заседании суда первой инстанции от 11 июня 2019 года протокольным определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Суд постановилрешение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе истица Л.З. Ахметшина ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований.
Л.З. Ахметшина в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена, ходатайств не представила, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Елабужском муниципальном районе, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно паспорту.., выданному 29 ноября 2013 года отделом УФМС России по Республике Татарстан, 19 октября 1999 года в городе Елабуга Республики Татарстан родился ФИО20, зарегистрирован с 19 декабря 2008 по адресу: "адрес".
Исходя из справки.., выданной 14 ноября 2018 года "данные изъяты"" ФИО21 является студентом второго курса среднего профессионального образования очного отделения.
Согласно поквартирной карточке... от 06 декабря 2018 года в квартире "данные изъяты" зарегистрированы: с 19 декабря 2008 года - собственник Лилия Зуфаровна Ахметшина, 30 ноября 1978 года рождения, муж ФИО25, 25 августа 1973 года рождения, сын ФИО22, 19 октября 1999 года рождения, сын ФИО23, 12 апреля 2005 года рождения; с 06 апреля 2018 года - дочь ФИО24, 29 марта 2018 года рождения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рождения третьего ребенка и обращения с заявлением истицы в органы соцзащиты в семье имелось только два несовершеннолетних ребенка.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
В апелляционной жалобе Л.З. Ахметшина, выражая несогласие с судебным постановлением суда первой инстанции, указывает на то, что закон о государственной поддержки многодетных семей предусматривает, что в составе многодетной семьи учитываются достигшие совершеннолетия дети, обучающиеся по очной форме обучения.
Судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 31 от 05 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
В пункте 1 данного Указа предусмотрено, что на Правительства республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возлагается определение категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, данный вопрос отнесён к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Кабинета Министров в Республике Татарстан от 28 декабря 1992 года N 708 (ред. от 23.06.2012) "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан" установлено, что в Республике Татарстан многодетными семьями являются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Согласно пункта 4 постановления Кабинета Министров в Республике Татарстан от 28 декабря 1992 года N 708 (ред. от 23.06.2012) "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан" документом, подтверждающим право многодетной семьи на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Республики Татарстан, является удостоверение многодетной семьи, выдаваемое одному из родителей (усыновителей) территориальным органом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. В составе многодетной семьи учитываются супруги, фактически проживающие и воспитывающиеся в ней их дети (лица, не достигшие возраста 18 лет), в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, а также дети (лица, не достигшие возраста 18 лет), проживающие отдельно от родителей в связи с учебой.
В соответствии с Приказом Минсоцзащиты Республики Татарстан от 30 мая 2003 года N 78 "О порядке оформления и выдачи удостоверения многодетной матери (отца) в Республике Татарстан" (зарегистрировано в Минюсте РТ 17 июня 2003 года N 118) удостоверение многодетной матери (отца) выдается матери (при её отсутствии - отцу), имеющей (имеющему) трех и более детей в возрасте до 18 лет (пункт 3), оформление и выдача удостоверения многодетной матери (отца) производится отделами социальной защиты (пункт 5).
Таким образом, законодательство Республики Татарстан не предусматривает при определении статуса многодетной семьи учёт совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания семьи Ахметшиных многодетной, в этой связи не подлежат удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанности выдать соответствующее удостоверение многодетной семьи.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 04 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.З. Ахметшиной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.