Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Габидуллиной А.Г,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Федотовой И.В,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сингатуллиной Р.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Камилова С.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2019 года, которым Камилову С.М. отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Камилова С.М, его представителя Голубцова А.С, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камилов С.М. обратился к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с иском о признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование истец указал, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ не засчитан период его работы с 16 мая 1995 по 31 июля 2008 года в качестве прораба в ООО "Камиль", поскольку сведения индивидуального персонифицированного учета работодателем были сданы без кода особых условий труда. С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Просит включить период работы с 16 мая 1995 года по 29 ноября 1998 года в стаж на соответствующих видах работ и признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Камилов С.М. в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. При этом в жалобе указывается на то, что в указанный период он работал в режиме полной занятости, что подтверждается представленными им документами, которые не были приняты во внимание судом при вынесении обжалуемого решения.
Представитель ответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Право на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда предусматривалось и подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что Камилов С.М. обратился к ГУ - УПФ РФ в городе Набережные Челны РТ (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ответчика N 480873/19/Ц/08-10/1717 от 19 апреля 2019 года в стаж на соответствующих видах работ Камилова С.М. зачтено 05 лет 03 месяца 8 дней. При этом в стаж на соответствующих видах работ не был включен периоды работы истца с 17 мая 1995 года по 31 июля 2008 года в качестве прораба в ООО "Камиль".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих осуществление Камиловым С.М. в спорные периоды трудовой деятельности в условиях труда, предусмотренных Списком N 2.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы необоснованными, исходя из следующего.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, в разделе XXXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрены должности мастера строительных и монтажных работ (2290000б-23419) и производителя работ (прораба) (2290000б-24441).
В соответствии с ранее действовавшим Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались мастера (десятники) и прорабы (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций").
Из записей в трудовой книжке истца видно, что 5 февраля 1987 года переведён мастером цеха сборки кабин автосборочного завода "Татколхострой", 5 января 1989 года переведён инженером производственно-технического отдела капитального строительства тех перевооружения АСЗ, 1 ноября 1989 года назначен начальником бюро производственно-технического отдела капитального строительства тех перевооружения, 17 мая 1995 года назначен прорабом по строительству, 31 июля 2008 года уволен в связи с банкротством предприятия.
Содержание отраженных в трудовой книжке истца записей в спорные периоды времени не позволяет прийти к выводу об осуществлении им в эти периоды трудовой деятельности в условиях труда, предусмотренных Списком N 2.
При этом судебная коллегия также отмечает, что согласно информационному письму "Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР", предоставить акт или выписку из акта документальной проверки стажа на соответствующих видах работ Камилова С.М. за период работы в качестве прораба с 17 мая 1995 года по 31 июля 2008 года в должности производителя работ в ООО "Камиль"" не предоставляется возможным, так как по данным РК "АСВ" в Управлении было зарегистрировано ООО "Камиль" под регистрационный N 013-401 -002197 и снято с учета 17 июня 2015 года в связи с ликвидацией в порядке банкротства. Предприятие отчеты с кодом особых условий труда не представляло. Наблюдательное дело не формировалось.
Более того, как закреплено в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению, в числе прочих, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость и порядок подтверждения стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии, в том числе в тяжелых условиях труда.
Из имеющихся в деле документов следует, что сведения, содержащиеся в выписке из индивидуального лицевого счета истца за спорные периоды работы сданы работодателями в пенсионный орган общим стажем без указания льготного кода. Иными представленными суду документами, в том числе архивными справками, не подтверждается работа истца в приведенные выше спорные периоды в условиях труда, предусмотренных Списком N 2.
Истец, со своей стороны, ни при обращении в орган пенсионного фонда, ни при рассмотрении дела в суде соответствующих документов не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных периодов в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку без учета спорных периодов работы по состоянию на день обращения с заявлением в пенсионный орган у истца отсутствовал требуемый стаж на соответствующих видах работ, в назначении пенсии ему также отказано обоснованно.
В целом содержащиеся в апелляционной жалобе истца доводы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Камилова С.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано не позднее трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.