Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Мясникова Александра Сергеевича на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Мясникова Александра Сергеевича к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка выраженного в письме от 01 ноября 2018 года N 1379, обязании удовлетворить заявление или повторно рассмотреть заявление, обязании внести изменения в публичную кадастровую карту, - отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мясников А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 октября 2018 года административный истец обратился в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 400 кв.м, в аренду для садоводства.
Ответом от 1 ноября 2018 года N1389 административному истцу отказали в предоставлении запрашиваемого земельного участка, указывая на то, что он находится в водоохранной зоне.
Административный истец просил признать незаконным отказ и.о. председателя палаты имущественных и земельных отношений в выделении и оформлении в аренду под садоводство земельного участка, выраженный в письме от 1 ноября 2018 года; обязать удовлетворить заявление либо рассмотреть повторно; обязать исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан внести изменения через филиал ФКП "Росреестра" по РТ в публичную кадастровую карту РФ в отношении реки "данные изъяты".
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
На основании пункта 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации акты государственных органов и органов местного самоуправления являются одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу положений пункта 19 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе. земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ: 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
На основании части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Как указано в части 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1).
Пунктом 2 статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 3 части 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В силу частей 1, 2, 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, 10 октября 2018 года Мясников А.С. обратился в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с письменным заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" под садоводство, сдав заявление через Многофункциональный центр Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В письме N 1379 от 1 ноября 2018 года и.о. председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района РТ указано, что земельный участок не может быть предоставлен заявителю, поскольку запрашиваемый земельный участок, указанный в приложенной схеме, входит в прибрежную защитную полосу р. "данные изъяты".
Отказ в предоставлении запрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения, которые в свою очередь, относятся к землям особо охраняемых территорий.
Из ответа Росреестра от 12 декабря 2018 года N 13-29/33243-з-7 усматривается, что сведения по охранной зоне р. "данные изъяты" и прибрежной защитной полосе р. "данные изъяты" с учетными номерами... и... соответственно, внесены в ЕГРН 27 декабря 2016 года на основании Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, а также карт (планов) в виде XML - документа, направленных в порядке информационного взаимодействия сопроводительными письмами Министерства.
20 июля 2018 года решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан в удовлетворении административных исковых требований Мясниковой Л.М. к административным ответчикам исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", нарушающим права, свободы и законные интересы Мясниковой Л.М. отказано.
Вышеуказанным решением установлено, что согласно выписке из публичной кадастровой карты по координатам... установлена водоохранная зона реки "данные изъяты", основание Приказ "Об установлении водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Большая Сульча, Малая Сульча, Танайка, Уратьма, Шильна, озер Архирейское и Ковалевское, расположенные на территории Республики Татарстан" N1155-п от 21 октября 2016 года.
Из пункта 1.6. Приказа "Об установлении водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Большая Сульча, Малая Сульча, Танайка, Уратьма, Шильна, озер Архирейское и Ковалевское, расположенные на территории Республики Татарстан" N1155-п от 21 октября 2016 года следует, что ширина водоохранной зоны реки Шильна установлена - 100 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки Шильна: при уклоне берега 3° и более градусов установлен в 50 м; при уклоне берега менее 3° - 40 м; при нулевом или обратном уклоне - 30 м.
Актом обследования земельного участка на территории населенного пункта "данные изъяты" от 19 июля 2018 года, подписанного председателем Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Валеевым И.Г, заместителем Председателя С.В. Русский, проведенного при участии заявителя Мясниковой Л.М, с выездом на местность установлено: что обследуемый земельный участок, площадью 400 кв.м. находится в водоохранной зоне водного объекта; полностью занимает его береговую полосу (20 метров от береговой линии), территория общего пользования согласно Водного кодекса Российской Федерации отсутствует. Вывод результатов обследования: оформление испрашиваемого земельного участка под огородничество не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок расположен на берегу реки "данные изъяты" и находится в водоохранной зоне в береговой полосе. Согласно схеме расположения земельного участка, спорный земельный участок расположен в прибрежной зоне на берегу реки "данные изъяты" что свидетельствует об ограничении в обороте спорного земельного участка.
Кроме того, запрашиваемый участок не только находится в прибрежной защитной полосе реки "данные изъяты", но и за границами населенного пункта в зоне сельхозугодий, что отражено в оспариваемом отказе, в котором указано на невозможность изменения вида использования "под садоводство", то есть фактически предоставить запрашиваемый земельный участок не представляется возможным, поскольку он не может быть сформирован для садоводства.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Как следует из оспариваемого ответа Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района РТ, при рассмотрении заявления Мясникова А.С. местоположение испрашиваемого земельного участка, указанного в приложенной к заявлению схеме, было установлено на основании графических материалов. При этом заявителю дополнительно было сообщено, что испрашиваемый земельный участок "под садоводство" находится в водоохранной зоне (прилагаемые графические материалы указываются на это) и относится к зоне сельхозугодий (пашни, пастбища) в составе земель сельхозназначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены, в том числе на вид использования "под садоводство".
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Мясникова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.