Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Беляева М.В,
членов президиума Галиакберова А.Ф, Гафарова Р.Ф, Галимуллина И.С,
Гилманова Р.Р, Горшунова Д.Н, Курмашевой Р.Э, Романова Л.В,
при секретаре судебного заседания Сафиной А.Р,
рассмотрел в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Модина А.А. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 3 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 февраля 2019 года гражданское дело по иску Модина А.А. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения об отказе в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Шайхиева И.Ш, обсудив доводы кассационной жалобы Модина А.А, президиум
установил:
Модин А.А. обратился к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Минтруд РТ) с иском о признании решения об отказе в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение. В обоснование он указал, что Почетная грамота Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем решение об отказе в приеме его документов является неправомерным и нарушающим его права.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 3 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 февраля 2019 года, Модину А.А. в иске отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Татарстан 23 июля 2019 года, Модин А.А. просит об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
По запросу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Шайхиева И.Ш. от 16 августа 2019 года дело поступило 2 сентября 2019 года, определением этого судьи от 23 сентября 2019 года жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Модин А.А. в письменном обращении просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Президиум, основываясь на разъяснения, приведенные в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции", согласно которым сохраняются процессуальные полномочия президиумов верховных судов республик по рассмотрению кассационных жалоб, представлений, поданных до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, а также на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда", согласно которому днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции является 1 октября 2019 года, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ, действовавшего до 01.10.2019, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ, действовавшего до 01.10.2019) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум считает, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права допущены судебными инстанциями, которые выразились в следующем.
Судами установлено и это подтверждается материалами дела, что за многолетний добросовестный труд в системе Росгидромета и в связи с Днем работников гидрометеорологической службы приказом руководителя N 50/лс от 6 марта 2015 года Модин А.А. как водитель автомобиля хозяйственного отдела ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" награжден Почетной грамотой Росгидромета.
Модин А.А. обратился в отдел социальной защиты Минтруда РТ в Кировском районе г. Казани с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Решением Минтруда РТ N 8244/232 от 25 апреля 2018 года Модину А.А. отказано в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда", мотивируя тем, что представленная им почетная грамота не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Суд первой инстанции в иске Модина А.А. отказал, придя к выводу, что нормативные акты, регулирующие в Республике Татарстан основания для присвоения звания "Ветеран труда", не относят Почетную грамоту Росгидромета к ведомственному знаку отличия в труде, учитываемому при присвоении такого звания.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с приведенным выводом суда первой инстанции, признал, что Почетная грамота Росгидромета как федерального органа исполнительной власти является знаком отличия в труде, дающим в Республике Татарстан право на присвоение звания "Ветеран труда", вместе с тем, по признанию суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции об отказе в иске Модина А.А. подлежало оставлению без изменения, так как данный ведомственный знак отличия в труде может учитываться только в том случае, если награждение было связано с не менее чем 15-летним стажем работы (службы) в этой сфере деятельности, у Модина А.А. на момент награждения стаж работы в этой сфере составлял всего 14 лет.
Президиум данный отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении иска Модина А.А. считает ошибочным.
В соответствии с п. 1 общих положений Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372,
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, от 08.08.2009 N 649, от 14.09.2009 N 737, от 06.06.2013 N 477) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
Приказом Руководителя Росгидромета от 28 июля 2010 года N 237 учреждена Почетная грамота Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и утверждено Положение о Почетной грамоте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Согласно данному положению Почетной грамотой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды награждаются коллективы межрегиональных территориальных управлений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (территориальные органы), подведомственных Росгидромету федеральных государственных учреждений и их структурных подразделений, а также работники службы, имеющие стаж работы в отрасли не менее 5 лет, за конкретные успехи и достижения в гидрометеорологическом обеспечении отраслей экономики России, в научно-исследовательской работе, в управлении отраслью, за многолетний добросовестный труд.
Учитывая эти подзаконные акты президиум вывод суда апелляционной инстанции, согласно которому Почетная грамота Росгидромета как федерального органа исполнительной власти является знаком отличия в труде, дающим в Республике Татарстан право на присвоение звания "Ветеран труда", находит обоснованным.
Вместе с тем основание отказа суда апелляционной инстанции в иске Модина А.А. является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент награждения Модина А.А. 6 марта 2015 года Почетной грамотой Росгидромета и до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", который вступил в силу с 1 января 2016 года, за исключением статей 2, 3, частей 1 - 3 статьи 8 этого Закона, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года, а также статей 5 и 6 данного Закона, вступивших в силу с 1 января 2018 года, в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, пп. 2 п. 1 ст. 7 изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" (пп. 2 п. 1 ст. 7 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) установилна федеральном уровне круг лиц, которые могут претендовать на звание "Ветеран труда", в частности, это лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и имеющие продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Одновременно данный Федеральный закон предусмотрел переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, ч. 3 ст. 8 этого Закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ (действовавшей на момент награждения Модина А.А. 6 марта 2015 года Почетной грамотой Росгидромета и до 1 июля 2016 года) звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Законом Республики Татарстан от 9 июля 2016 года N 56-ЗРТ в пп. 1 п. 1 ст. 1 этого закона внесены изменения, согласно которым Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Статья 2 Закона Республики Татарстан от 9 июля 2016 года N 56-ЗРТ устанавливает, что право на присвоение звания "Ветеран труда" сохраняется за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, которые определены в порядке, установленном ч. 2 ст. 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона, при условии наличия трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Во исполнение Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 13 марта 2012 года N 210 "О порядке и условиях отнесения государственных и иных органов к перечню органов, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан".
Согласно пункту 2 указанного Постановления перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года N 481 утвержден "Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан".
В пункте 4 Перечня перечислены почетные грамоты, почетные дипломы органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, действовавших до 1 июля 2016 года, следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение следующих условий: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, для граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде до 1 июля 2016 года и претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" после 1 июля 2016 года, то есть после вступления в силу изменений в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, с учетом переходных положений, предусмотренных в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ и в ст. 2 Закона РТ от 9 июля 2016 года N 56-ЗРТ, сохраняются прежние условия присвоения звания "Ветеран труда", а именно награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Как следует из дела, Модин А.А. трудовую деятельность начал 1 сентября 1974 года, по состоянию на 6 марта 2015 года его общий трудовой стаж составил около 40 лет, а стаж работы в Росгидромете - 14 лет, в связи с приведенным суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Модина А.А. и оставляя решение суда первой инстанции без изменения, которым Модину А.А. отказано в иске о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", не исследовал вопрос о применении к спорным отношениям положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ и ст. 2 Закона РТ от 9 июля 2016 года N 56-ЗРТ в их взаимосвязи, исходя из принципа действия закона во времени, также не исследованный судом первой инстанции, что в смысле, придаваемом ст. 387 ГПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ, действовавшего до 01.10.2019), является нарушением норм материального права.
Президиум, принимая во внимание эти обстоятельства, приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего спора судебные инстанции допустили нарушения норм материального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, поэтому апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики от 14 февраля 2019 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, которому следует учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением требований закона.
Руководствуясь ст. 387, 388 и 390 ГПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ, действовавшего до 01.10.2019), президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 февраля 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий М.В. Беляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.