Судья Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Аслануков А.Х., при секретаре судебного заседания - Хабовой М.Т.,
с участием:
- представителя административного истца Хубиева Л.Ф. - Какупшевой М.А.;
- представителей административных ответчиков:
Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Казаковой А, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Хачирова М.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хубиева Л.Ф. к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Росреестра по КЧР об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Хубиев Л.Ф, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: N.., площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), равной по состоянию на 17.01.2014 его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что в результате завышенной кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка, он вынужден уплачивать налоги в большем размере, что, по его утверждению, нарушает права собственника как плательщика налогов. Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 17.01.2014 в размере 19 115 968 руб.
Не согласившись с такой стоимостью, истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости - 8 784 000 руб. согласно представленному отчету N МО-342/09/19 об оценке земельного участка, составленному ИП Мазуровым Н.Н.
Определением суда от 27 июня 2019 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, результатом которой рыночная стоимость указанного земельного участка составила 8 724 000 (восемь миллионов семьсот двадцать четыре тысячи) рублей.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца Хубиева Л.Ф. - Какупшева М.А, уточнила исковые требования, не возражала против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, земельного участка, в размере его рыночной стоимости 8 724 000 руб, согласно представленному отчету об оценке N 15-Э/08/2019 от 27 августа 2019 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, составленным Обществом с ограниченной ответственностью Юридическое Агентство "Аргумент".
Представители административных ответчиков: Правительства КЧР - Казакова А. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Хачиров М.Ю, не возражали против удовлетворения в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, согласно проведенной судебной оценочной экспертизы.
Заинтересованные лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Мэрия МО Черкесска, надлежаще извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, ходатайствовали в связи с невозможностью их участия в процессе, рассмотреть административное дело без них, разрешение вопроса по существу исковых требований, оставили на усмотрение суда, вместе с тем, указав, что поддерживают процессуальную позицию Правительства КЧР относительно заявленных административных исковых требований, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.
Данное право также закреплено в ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статья 65 Земельного кодекса РФ, определяя в пункте 1 принцип платности землепользования в форме земельного налога и арендной платы, пунктом 5 устанавливает положение о кадастровой стоимости земельного участка, используемой в целях налогообложения, а также и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права "ФИО"1, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Установлено, что Хубиеву Л.Ф, принадлежит земельный участок с кадастровым номером: N.., площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), с кадастровой стоимостью равной по состоянию на 17.01.2014 г.
Согласно кадастровой справки-выписки из ЕГРН N 09/ИСХ/18-132883 от 11.10.2019 о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... равна 19 115 968 руб, утвержденная Постановлением Правительства КЧР от 16.12.2014 N 394 по результатам государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР на 17 января 2014 г.
Поскольку Правительством КЧР для спорного недвижимого имущества - земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец Хубиев Л.Ф, представил в суд отчет N МО-342/09/19 составленный ИП Мазуровым Н.Н, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 17.01.2014 г. составляет 8 784 000 руб.
Согласно кадастровой справки-выписки из ЕГРН N 09/ИСХ/ 18-132883 от 11.10.2019 о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., по состоянию на 17.01.2014 г. равна 19 115 968 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, определением суда от 27 июня 2019 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), площадью 1600 кв.м, расположенного по адресу: КЧР, Черкесск, ул. Гутякулова, 21, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), равной по состоянию на 17.01.2014 его рыночной стоимости.
Из поступившего в суд заключения судебной оценочной экспертизы N 13-Э/2019 от 20 августа 2019 г, проведенном Обществом с ограниченной ответственностью Юридическое Агентство "Аргумент", расположенном по юридическому адресу: "адрес" усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес", из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), по состоянию на 17.01.2014 г. составляет 8 724 000 (восемь миллионов семьсот двадцать четыре тысячи) рублей.
Как следует из статьи 59 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Такое доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы (часть 2 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исследовав заключение эксперта N 13-Э/2019 от 20 августа 2019 и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу, о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющего высшее образование по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Оценка собственности", со стажем работы в оценочной деятельности с 2007 года.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта N 13-Э/2019 от 20 августа 2019 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, и не содержат противоречий. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Суд полагает возможным согласиться с представленным экспертным заключением, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица ходатайств о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявляли.
Исходя из положений статьи 82 КАС РФ и норм Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта N 13-Э/2019 от 20 августа 2019 г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства, в частности, экспертное заключение, которое суд считает надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, требования истца подлежат удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес", из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), равной по состоянию на 17.01.2014 г. в размере его рыночной стоимости 8 724 000 (восемь миллионов семьсот двадцать четыре тысячи) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хубиева Л.Ф. к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по юридическому адресу: "адрес", из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), равной по состоянию на 17.01.2014 г. в размере его рыночной стоимости 8 724 000 (восемь миллионов семьсот двадцать четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.., площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под базой по реализации стройматериалов (магазин и проходная), в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда КЧР А.Х. Аслануков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.