Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Аслануков А.Х.,
при секретаре судебного заседания - Урусове Р.А,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Мерцева А.В,
представителей Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов - Батчаевой Л.А. и Аджиева Х.О,
рассмотрев жалобу заместителя начальника Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Батчаевой Л.А. на решение Хабезского районного суда КЧР от 28.01.2019 г, по жалобе Мерцева А.В. на постановление об административном правонарушении заместителя начальника Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Батчаевой Л.А. N 244/20 от 19 ноября 2018 г. в отношении Мерцева А.В, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Батчаевой Л.А. N 244/20 от 19 ноября 2018 г, Мерцев А.В, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением Хабезского районного суда КЧР от 28.01.2019 г. по жалобе Мерцева А.В, указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд КЧР, заместитель начальника Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Батчаева Л.А, ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что административное наказание Мерцеву А.В, назначено с учетом характера совершённого им правонарушения, личности виновного, в пределах санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ - в минимальном размере, оснований для смягчения назначенного наказания не имеется.
В судебное заседание явившиеся представители Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Батчаеву Л.А. и Аджиева Х.О, поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили удовлетворить жалобу по основаниям изложенным в ней;
- лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Мерцев А.В, возражал против удовлетворения жалобы, просил отказать в требованиях жалобы, оставить решение Хабезского районного суда КЧР от 28.01.2019 г. в силе;
Выслушав стороны, проверив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано, в том числе, в районный суд по месту рассмотрения дела лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанным в статье 25.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы, судья не связан с ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что органом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов в ходе проведения мероприятий по контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов, 11.11.2018 г. в 11 часов 10 минут на территории "адрес", был обнаружен Мерцев А.В, который осуществил движение и стоянку управляемого им транспортного средства "данные изъяты" цвет белый, государственный регистрационный знак N.., в пределах прибрежной защитной полосы водоохранной зоны р. Малый-Зеленчук, в 33-х метрах от береговой линии, за пределами дорог и стоянок на дорогах, а также вне специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие. В результате своих действий Мерцев А.В. использовал водоохранную зону указанного водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В связи с изложенным, постановлением N 244/20 от 19.11.2018 г. Мерцев А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.п. 1-4 ст. 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п.п. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г..N17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее - Правила) определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. В силу указанных Правил, с целью информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон для каждого водного объекта определяется ширина водоохранной зоны в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, описывается ее граница с указанием координат и опорных точек, при этом граница водоохранной зоны устанавливается непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; граница водоохранных зон отображается на картографических материалах (пункты 2 и 4 Правил). Сведения о границах водоохранных зон, в том числе картографические материалы предоставляются в месячный срок в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр (пункт 5 Правил).
Установление границ водных объектов, за исключением водохранилищ, осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (пункты 3 и 6 Правил). Из материалов дела следует, что длина водотока реки Малый-Зеленчук, согласно данным государственного водного реестра составляет 57 км, что более 50 км, поэтому ширина водоохранной зоны составляет 200 метров. При этом, в материалах дела имеются 3 фотографии, в которых зафиксированы дорожный знак 2.3.3 "Примыкание второстепенной дороги слева" и транспортное средство "Лада-Калина" коричневого цвета без различимого государственного регистрационного знака (л.д. 11-13). В указанном протоколе об административном правонарушении Мерцев А.В. сделал запись о том, что какие-либо специальные информационные знаки, информирующие его о расположении водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на пути его следования, отсутствовали, что подтверждается материалами дела - схемой организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на участке дороги, расположенной с 26км. до 29.км. автодороги "Черкесск-Хабез-подъезд к МЦО "Архыз", где границы водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водного объекта, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков отсутствуют (л.д. 41-43). Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Т.М, подтвердила доводы жалобы Мерцева А.В. по изложенным в ней основаниям. Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об установлении границы водоохранной зоны водного объекта - реки Малый-Зеленчук примерно 2 км. южнее от а. Зеюко в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Также в материалах дела отсутствуют картографические материалы, описание местоположения границ водоохранных зон, позволяющие определить наличие водоохранных зон на местности - в районе реки Малый-Зеленчук примерно 2 км. южнее от а. Зеюко. Нет в деле схемы административного правонарушения, позволяющей определить, в каком конкретно месте на берегу реки Малый-Зеленчук Мерцев А.В. осуществлял стоянку автомашины, действительно ли стоянка осуществлялась в 33-х метрах от береговой линии реки Малый-Зеленчук. Имеющиеся в деле фотографические материалы не свидетельствуют о том, что Мерцев А.В. вообще осуществлял стоянку автомашины. При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Мерцева А.В. любой формы вины, предусмотренной ст. 2.2 КоАП РФ. В соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленном в ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения данного дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, оценивая в их совокупности и взаимосвязи со ст. 26.11 КоАП РФ, при неустановлении в процессе производства по делу вины Мерцева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, суд первой инстанции принял верное решение о необходимости прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Мерцева А.В. вменяемого административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ:решение Хабезского районного суда КЧР от 28 января 2019 г, по жалобе Мерцева Анатолия Владиминировича на постановление об административном правонарушении заместителя начальника Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Батчаевой Л.А. N 244/20 от 19 ноября 2018 г..в отношении Мерцева А.В, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Батчаевой Л.А. - без удовлетворения. Судья Верховного Суда КЧР А.Х. Аслануков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.