Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием законного представителя ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" - директора Зубкова О.А,
начальника Центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля, главного государственного ветеринарного инспектора Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Тушиной О.П,
представителя Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Сейдаметовой А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
21 октября 2019 года
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" (далее ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" либо Общество),
установил:
постановлением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило вышеназванное постановление отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и что судья районного суда неправильно оценил установленные обстоятельства.
Выслушав законного представителя ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" - директора Зубкова О.А, поддержавшего жалобу, должностное лицо органа ветеринарного надзора Тушину О.П. и представителя органа ветеринарного надзора Сейдаметову А.С, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ч.1 ст.10.6 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ заключается, в том числе в действиях или бездействии по нарушению ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии"), ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Ст.13 Закона "О ветеринарии", обязывает предприятия, учреждения, организации и граждан - владельцев животных обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
П.52 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" предусматривает, что гашение на транспортную партию подконтрольного товара, перемещаемого со сменой владельца (перевозчика) или без смены владельца (перевозчика), осуществляется в течение 1 рабочего дня после доставки и приемки подконтрольного товара в месте назначения зарегистрированным пользователем ФГИС с правом доступа "гашение сертификатов".
Таким образом, подтвердить соблюдение данного требования на любом этапе хранения и использования кормов возможно только путем предъявления ветеринарного сопроводительного документа, выданного в установленном порядке и полученного у перевозчика одновременно с приобретенными кормами.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - ФЗ N 29-ФЗ), не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.25 ФЗ N 29-ФЗ, некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно абз.2 п.3 ст.25 ФЗ N 29-ФЗ, владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения.
Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с органами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора (абз.3 п.3 ст.25 ФЗ N 29-ФЗ).
Согласно ст.2 Закона "О ветеринарии", ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу абз.1 ст.18 Закона "О ветеринарии", ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Судьей районного суда ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, а именно за то, что проведенной внеплановой проверкой выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общество использовало в корм животным в структурном подразделении (филиал) - Парк львов "Тайган" продукцию с истёкшим сроком годности, и, возможно, своими действиями подвергло животных опасности в части жизни и здоровья, чем грубо нарушило требования ст.13 Закона "О ветеринарии", поскольку Общество, как владелец животных, обязано обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам. В нарушение ст.18 Закона "О ветеринарии" Общество не выполняет обязанности по обеспечению здоровья животных, содержащихся в Парке львов "Тайган".
Однако судьей районного суда при составлении оспариваемого постановления о назначении административного наказания Обществу по признакам ч.1 ст.10.6 КоАП РФ допущено процессуальное нарушение, а, в, частности, в оспариваемом постановлении отсутствует конкретное описание объективной стороны правонарушения, то есть действий (бездействие) Общества, которые повлекли нарушения ветеринарно-санитарных правил, а имеется только описание последствий этих действий (нет сведений о видах и размерах кормов, сроках их годности, где они приобретались, то есть надлежащим образом не описано событие правонарушения, в том числе не конкретизированы ветеринарно-санитарные правила, которые были нарушены, и нарушение которых влечет административную ответственность).
При этом, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, составленном начальником Центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля, главного государственного ветеринарного инспектора Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Тушиной О.П, событие правонарушения описано.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ст.26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, судьей районного суда при составлении оспариваемого постановления допущены нарушения положений ст.29.10 КоАП РФ, поскольку описание вменяемого ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" деяния в том виде, как оно изложено в постановлении судьи районного суда, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, не отражает.
При указанных обстоятельствах выводы судьи Белогорского районного суда Республики Крым о виновности ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, нельзя признать основанными на законе, а поэтому постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
Иные доводы жалобы подлежат разрешению при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" удовлетворить частично.
Постановление судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка", отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.