Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым Корбут А.О. от 30.08.2019 г. по делу N12-133/2019, которым постановление N194/05-11/ЗН-РК от 07.11.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО2, вынесенное начальником управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Швец И.Ю. оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Швец И.Ю. от 07.11.2018 г. N194/05-11/ЗН-РК Глабчастая Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано Глабчастой Н.А. в судебном порядке.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30.08.2019 г. по делу N12-133/2019 постановление N194/05-11/ЗН-РК от 07.11.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО2, вынесенное начальником управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Швец И.Ю. оставлено без изменения, жалоба Глабчастой Н.А. - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Глабчастая Н.А. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение суда, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Жалоба мотивирована тем, что в материалах дела имеется копия договора аренды земельного участка с кадастровым номером N от 01.11.2017г, из которого следует, что данный земельный участок передан в аренду ИП Складанюк Т.В. сроком на 5 лет, однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, кто фактически использует земельный участок сельскохозяйственного назначения. При этом должностное лицо не проверил факт обращения фактического землепользователя в ФГБУ "Центр агрохимической службы "Крымский" по вопросу проведения агрохимических работ на землях сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании, которое состоялось 21.10.2019 г, Глабчастая Н.А. доводы жалобы поддержала.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пп. 1 и 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в частности, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" также установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
Пунктами 1.1, 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения установлено, что охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, зон рекреации, населенных пунктов.
Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований:
определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов;
использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих тяжелые металлы и другие токсичные элементы и соединения;
включение в проекты на новые предприятия и технологические линии очистных сооружений от всех загрязняющих почву компонентов;
утилизация и захоронение выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадков сточных вод с соблюдением мер по предотвращению загрязнения почв.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 29.08.2018 г. на основании приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым о проведении внеплановой выездной проверки от 09.07.2018 г. N839/П в отношении физического лица Глабчастой Н.А. проведена внеплановая выездная проверка фактов, установленных в процессе проведения административного обследования объектов земельных отношений, по результатам проведения которой был составлен акт от 29.08.2019 г. N165/05-09, согласно которому правообладатель земельного участка с кадастровым номером N площадью 3,32 га, расположенного на территории "адрес", а именно: Глабчастая Н.А. (согласно выписке из ЕГРН от 29.06.2018 г. N), не выполняет обязательные мероприятия, предусмотренные действующим земельным и природоохранным законодательством; участок не используется в сельскохозяйственном производстве.
При этом 15.08.2018 г. специалистами Крымсельхознадзора был произведен осмотр территории указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения, по результатам проведения которого было установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный за границами населенных пунктов на территории "адрес", используется в сельскохозяйственном производстве; на данном участке проведены агротехнические мероприятия (обработка почвы), сорная растительность отсутствует.
Письмом от 29.08.2018 г. N220 ФГБУ "Центр агрохимической службы "Крымский" сообщило, что Глабчастая Н.А. не обращалась по вопросу проведения агрохимических работ на землях сельскохозяйственного назначения, данные по участку с кадастровым номером N отсутствуют.
Поскольку в связи с не проведением правообладателем объекта земельных отношений, полного комплекса обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, происходит деградация земель сельскохозяйственного назначения, их истощение, нерациональное использование природного ресурса, 11.10.2018 г. в отношении Глабчастой Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и постановлением начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 07.11.2018 г. Глабчастая Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и доказанности вины Глабчастой Н.А. в его совершении, поскольку выявленные при проверке нарушения федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды и природопользования, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Глабчастой Н.А. обязанностей.
Считаю данные выводы суда первой инстанции необоснованными, сделанными без учета следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении, а также из постановления должностного лица, основанием для привлечения Глабчастой Н.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ послужило не проведение полного комплекса обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, в результате чего происходит деградация земель сельскохозяйственного назначения, их истощение, нерациональное использование природного ресурса.
Вместе с тем, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление должностного лица, ни решение суда не содержат указания, какое именно бездействие допущено Глабчастой Н.А, какие именно мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот не были проведены Глабчастой Н.А, и какие именно требования нормативных правовых актов нарушены в результате такого бездействия, также как и не содержат каких-либо доказательств того, что бездействие Глабчастой Н.А. приводит к деградации земель сельскохозяйственного назначения, их истощению, нерациональному использованию природного ресурса.
При этом специалистами Крымсельхознадзора, по результатам осмотра территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, расположенного за границами населенных пунктов на территории "адрес", наоборот было установлено, что на данном участке были проведены агротехнические мероприятия (обработка почвы), сорная растительность отсутствует.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление должностного лица, а также решение суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
РЕШИЛ:
Постановление начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N/ЗН-РК и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) ФИО3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.