Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А, судей Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Шмакова Андрея Степановича к администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Шмакова Андрея Степановича на заочное решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 6 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2019 года Шмаков А.С. обратился в суд с иском к администрации Добрововского сельского поселения Симферопольского района, в котором просил признать права собственности на земельный участок, площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что решением исполнительного комитета Симферопольского районного Совета народных депутатов Крымской области N от 31.08.1990 года, ему было разрешено строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке, ранее закрепленном за ним директором совхоза "Перевальный" N от 03.07.1990 года, и отведенного ему по акту от 03.07.1990 года. Закрепление за ним вышеуказанного земельного участка было так же произведено в соответствии с решением исполнительного комитета Добровского сельского совета от 27.03.1991 года. Иных документов о правах на спорный земельный участок, истец не оформлял. По сведениям в земельно-кадастровой книге сельского совета, данный земельный участок числится за ним на основании решения исполнительного комитета от 27.05.1991 года, однако, в архивном отделе администрации Симферопольского района, такое решение отсутствует. Отсутствие правоустанавливающего документа в 2018 году стало основанием для отказа истцу в регистрации права в Госкомрегистре, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.
Заочным решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 6 июня 2019 года в удовлетворении иска Шмакову А.С.отказано.
В апелляционной жалобе Шмаков А.С. просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно требованиям части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены достаточные доказательства подтверждающие передачу в собственность истцу спорного земельного участка.
С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что согласно решению исполнительного комитета Симферопольского районного совета N от 31.08.1990 года, Шмакову А.С. работающему "данные изъяты" было разрешено строительство жилого дома и хозяйственных построек на земельном участке, площадью 0,12 га, ранее закрепленном директором совхоза "Перевальный" N от 03.07.1990 года, по "адрес".
Решением исполнительного комитета Добровского сельского Совета народных депутатов от 27.03.1991 г. утвержден приказ директора совхоза "Перевальный" о закреплении земельного участка площадью 0,12 га под строительство индивидуального жилого дома за Шмаковым А.С. в "адрес", а решением Симферопольского районного Совета от 31.08.1990 г. Шмакову А.С. разрешено строительство жилого дома на земельном участке площадью 0,12 га в селе "адрес" директором совхоза "Перевальный" N от 03.07.1990 года.
17 июля 1990 года, а также в августе 1990 года представителем Симферопольского райисполкома, на основании вышеуказанных решений произведено установление границ в натуре, перенос красных линий и разбивка фундаментов под строительство.
Сведения о закреплении за истцом земельного участка, площадью 0,12 га по "адрес", в "адрес", для строительства жилого дома, указаны так же в выписке из приказа по совхозу "Перевальный" от 07.03.1991 года, который был утвержден приказом директора совхоза "Перевальный" от 07.03.1991 года.
В 1992 году истцом был получен строительный паспорт на застройку данного земельного участка, а так же свидетельство на застройку усадьбы.
Решением исполкома Добровского сельского Совет от 14.06.1995 года, в связи с упорядочиванием адресов, земельному участку, ранее предоставленному истцу, с возведенным на нем жилым домом, присвоен адрес: "адрес".
Сведения о регистрации за кем-либо, в том числе, истцом, прав собственности на объекты недвижимости по вышеуказанному адресу в Государственном комитете у государственной регистрации и кадастру Республики Крым, не содержатся.
Согласно ответу из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК, земельный участок, площадью 1200 кв.м, по "адрес", в "адрес"а, по заявлению Шмакова А.С. поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера N, и отметкой о статусе объекта недвижимости "ранее учтенный".
16 января 2019 года, истец обратился в Госкомрегистр с заявлением о регистрации за ним права собственности на земельный участок, расположенный в "адрес".
Государственная регистрации права была приостановлена, в связи с не предоставлением заявителем документов, подтверждающих возникновение у истца права собственности на данный земельный участок.
Согласно ст.23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Учитывая, что спорные правоотношения на момент отвода земельного участка, имели место до 18 марта 2014 года, на территории Украины, судебная коллегия считает возможным руководствоваться в частности нормами государства Украины.
В указанный период земельные правоотношения на территории Республики Крым регулировались ГК Украины, впоследствии Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года, Законом Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 року N 697-XII, Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 года.
Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 года, сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины (пункт 1).
Из содержания пункта 3 Декрета Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 года, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданных им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.В соответствии с абз. 1 ст. 128 Гражданского кодекса Украины (в редакции 1963 года), право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, ни Гражданским кодексом УССР, ни Законом Украины "О собственности" не было предусмотрено в качестве основания для возникновения права собственности на земельный участок, государственной регистрации или выдачи государственного акта на право частной собственности на землю.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса Украины (в редакции 18 декабря 1990 года) было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Согласно абз. 1 ст. 22 указанного Кодекса, право собственности на землю или право пользования предоставленной земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Моментом возникновения права собственности на землю являлось установление землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего это право.
Абзацем 1 статьи 23 Земельного кодекса Украины (в редакции 18 декабря 1990 года) предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В то же время, пунктом 6 Декрета Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 года было приостановлено действие ст. 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 этого Декрета.
Земельным кодексом Украины от 25 октября 2001 года, который вступил в силу 01 января 2002 года, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков", получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 7 раздела X переходных положений Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении" право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, приобретенные согласно действующих нормативно-правовых актов до вступления в законную силу этого Закона, признаются государством. При этом, регистрация вещных прав на недвижимость, их обременении осуществлялись только в случае совершения сделок относительно недвижимого имущества, а также по заявлению собственника (владельца) недвижимого имущества.
Законом Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении" не предусматривалась обязанность лиц, которые приобрели право собственности на земельный участок путем приватизации, провести регистрацию права собственности в порядке, предусмотренном этим законом.
Из правового анализа приведенных нормативных актов следует, что надлежащим правоустанавливающим документом на земельный участок до 2001 года являлось решение соответствующего совета. Неполучение государственного акта о праве собственности на земельный участок и государственной регистрации права собственности на него в последующем не прекращает право собственности, приобретенное до 2001 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что спорный земельный участок площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", закрепленный за Шмаковым А.С. на основании решения исполнительного комитета Добровского сельского Совета народных депутатов для строительства жилого дома, фактически передан ему в собственность.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38 ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Согласно части 2 ст. 2 Закона N 38-ЗРК, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Частью 1 ст. 8 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 4 данной статьи предусмотрено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Согласно пункту 15 данного перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года решения о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
По смыслу указанных норм признание ранее возникшего права собственности на объекты недвижимого имущества подлежащие государственной регистрации возможно лишь при наличии документов подтверждающих указанное право.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что имеются правовые основания для признания за Шмаковым А.С. права собственности на указанный земельный участок.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, что согласно п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь п.2 ст. 328, ст.329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 6 июня 2019 года отменить и принять новое решение.
Признать право собственности Шмакова Андрея Степановича на земельный участок площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Председательствующий: М.А. Кирюхина
Судьи Е.Г. Адаменко
Ю.М. Корсакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.