Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Кучеренко Н.В,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щербак Елены Леонидовны и Камынина Владимира Анатольевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту 1 категории Отдела учёта земельных участков N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Назаровой Ксении Владимировне о признании незаконным решения, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Щербак Е.Л. и Камынин В.А, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ N 2019-05-2290/01/2019-70205 специалиста Отдела учёта земельных участков N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Назаровой К.В. во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес"; возложить обязанность на Отдел учёта земельных участков N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поставить указанный земельный участок на кадастровый учет как ранее учтенный. В обоснование заявленных требований указывают, что представителем административных истцов в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было подано заявление о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - земельном участке, площадью 600 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". К заявлению был приложен договор о праве застройки. Однако специалистом Отдела учёта земельных участков N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Назаровой К.В. было отказано во внесении сведений, по причине того что представленный документ не является основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение специалиста 1 категории Отдела учета земельных участков N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Назаровой К.В. от 22 мая 2019 года за N 90/01/2019- 70205 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Камынина Владимира Викторовича от 17 мая 2019 года за N 91-0-1-35/3011/2019-17880. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано. Взысканы с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Щербак Елены Леонидовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей и в пользу Камынина Владимира Анатольевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каган Р.М, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2019 года и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что в результате проверки представленных документов выявлено отсутствие в представленных документах оснований для внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом. Считает, что представленный административным истцом договор о праве застройки не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 17 мая 2019 года Камынин В.В, действуя через своего представителя по доверенности Барченкова С.А, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", как о ранее учтенном объекте недвижимости
Решением специалиста первой категории государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Назаровой К.В. от 22 мая 2019 года N 90/01/2019-70205 на основании пункта 2 части 8 статьи 69 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" отказано во включении сведений в ЕГРН объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес".
Полагая, что вышеуказанное решение является незаконным Камынин В.А. и Щербак Е.Л. обратились в суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Ранее учтёнными объектами недвижимости признаются объекты, государственный кадастровый учёт или государственный учёт, в том числе технический учёт которых осуществлён в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлен Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 01 сентября 2014 N 301.
В соответствии с пунктом 4 раздела I вышеуказанного Порядка, источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями: - документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учётные документы); - документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Согласно указанному Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации (пункт 18 Перечня).
Согласно пункту 2 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются дубликаты документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами приватизации, копии архивных правоустанавливающих документов, выданные государственным архивом.
При подаче заявления о государственном кадастровом учёте земельного участка административным истцом были приложены следующие документы: договор о праве застройки (нотариальная копия) от 15 мая 1939 год N выданный Крымской Республиканской Госнотконторой, нотариусом Вороновой М.П. (нотариальная копия выдана нотариусом Аксеновой И.В. 16 мая 2019 года), надпись на указанном договоре о праве застройки.
В соответствии с действовавшим на момент заключения Договора застройки законодательством пользование земельным участком, на котором допускалось строительство жилого дома и иных построек, осуществлялось либо на праве трудового пользования (ст. ст. 11, 12, 24 Земельного кодекса РСФСР 1922 года), либо на праве застройки (ст. 71 Гражданского кодекса РСФСР - городские участки под застройку предоставляются по договору о праве застройки на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений).
Поскольку законодательство данного периода не предусматривало иных титулов владения землей, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, кроме указанных, а с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР 1948 года право застройки трансформировалось в право бессрочного пользования, таким образом пользование земельным участком, на котором расположен надлежаще зарегистрированный индивидуальный жилой дом, не могло осуществляться иначе, чем на праве бессрочного пользования.
26 августа 1948 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов", статьей 2 которого установлено, что отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.
В связи с принятием данного Указа было издано Постановление Совмина СССР от 26 августа 1948 года N 3211 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов", пунктом 2 которого было установлено, что земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся за счет земель городов, поселков, госземфонда и земель гослесфонда в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков.
01 февраля 1949 года издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов". В соответствии с данным Указом статьи Гражданского кодекса РСФСР 1922 года (71-84) признаны утратившими силу, из других статей Кодекса исключено упоминание о праве застройки.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 01 марта 1949 года N 152 "О порядке применения Указа президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" установлено, что отвод гражданам, как в городах, так и вне городов земельных участков в бессрочное пользование для строительства индивидуальных жилых домов в 1 и 2 этажа с числом комнат от 1 до 5 включительно производится по решению исполкома краевого, областного, городского и районного Совета депутатов трудящихся.
Передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.
Учитывая изложенное выше судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что поскольку законодатель отказался от применения такого титула как право застройки, заменив его на право постоянного (бессрочного) пользования с этого момента земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлялись исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования и ранее заключенные договоры о праве застройки не переоформлялись (законом такой обязанности предусмотрено не было), фактически право застройки изданными указами было трансформировано в право постоянного (бессрочного) пользования.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Как установлено судом, предоставленный административным истцом договор о праве застройки (нотариальная копия) от 15 мая 1939 года N и надпись на указанном договоре о праве застройки содержат необходимые сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были представлены достаточные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка, как ранее учтённого, в свете положения п. 18 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что, представленный административным истцом в орган кадастрового учёта договор о праве застройки (нотариальная копия) от 15 мая 1939 года N и надпись на указанном договоре о праве застройки, является основанием для внесения сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 22 мая 2019 года за N 90/01/2019- 70205 об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, повторяют изложенную истцом позицию, основанную на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.