Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Кучеренко Н.В,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Меметовой Нарджиан, Меметова Эскендера Абдураимовича и Меметова Эдема Абдураимовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Аблямитовой Зоре Февзиевне, о признании незаконным решения, о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Меметовой Н, Меметова Э.А, Меметова Э.А. - Якубовой М.Г. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения административных истцов и их представителя Якубову М.Г. поддержавших доводы жалобы,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
административные истцы, действуя через представителя, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили отменить решение о приостановлении государственной регистрации от 25 марта 2019 года N 90/016/161/20119-6742, N 90/016/161/2019-6748, N 90/016/161/2019-6758, N 90/016/161/2019-6803, N 90/016/161/2019-6800, N 90/016/161/2019-6798, N 90/016/1612019-6797, N 90/016/161/2019-6786, N 90/016/161/2019-6794; возложить обязанность на государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принять решение по заявлениям N 90/016/161/20119-6742, N 90/016/161/2019-6748, N 90/016/161/2019-6758, N 90/016/161/2019-6803, N 90/016/161/2019-6800, N 90/016/161/2019-6798, N 90/016/1612019-6797, N 90/016/161/2019-6786, N 90/016/161/2019-6794 от 12 марта 2019 года. В обоснование заявленных требований указывает на то, что административные истцы обратись с заявлением к административному ответчику о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", в связи с его разделом. В целях раздела вышеуказанного земельного участка был осуществлен кадастровый учет, в результате образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, площадью 135 кв.м, и N, площадью 710 кв.м. В качестве правоустанавливающего документа на регистрацию права земельного участка предоставлено решение собственников о разделе земельного участка от 25 января 2019 года. Однако государственным регистратором было приостановлено осуществление действий по государственной регистрации в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, в связи с тем, что заявителями не соблюдены требования в части размера земельного участка.
Считают, что приостановление государственной регистрации является незаконным, поскольку сведения об образованных земельных участках площадью 135 кв.м. и 710 кв.м внесены в ЕГРН, однако зарегистрировать право общей долевой собственности на образованные земельные участки административные истцы лишены.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Представитель Меметовой Н, Меметова Э.А, Меметова Э.А. - Якубова М.Г, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение с Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 июля 2019 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что земельные участки площадью 135 кв.м. и 710 кв.м. являются уже образованными и существующими, в связи с чем ссылка государственного регистратора на пункт 28 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" является необоснованной. Однако судом первой инстанции не дана оценка указанному обстоятельству. Указывает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, государственным регистратором сделана ссылка на статью 33 Земельного кодекса РФ, которая утратила силу с 01 января 2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29 июля 2015 года административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок общей площадью 845 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, а именно Меметовой Н. в размере 2/3 доли, Меметову Э.А. в размере 1/6 доли, Меметову Э.А. в размере 1/6 доли.
12 марта 2019 года административные истцы, действуя через своего представителя, обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью регистрации права в части прекращения права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 845 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Одновременно с этим, административные истцы обратились с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права долевой собственности на земельные участки с кадастровым номером N, общей площадью 135 кв.м. и кадастровым N, общей площадью 710 кв.м, расположенные по адресу: "адрес".
В качестве документа - основания осуществления государственной регистрации права административными истцами было предоставлено решение собственников о разделе земельного участка от 25 января 2019 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 845 кв.м, был разделен на два земельных участка: - земельный участок с кадастровым номером N, площадью 135 кв.м.; - земельный участок с кадастровым номером N, площадью 710 кв.м.
25 марта 2019 года государственным регистратором в адрес административных истцов направлены уведомления N 90/016/161/2019-6803, N 90/016/161/2019-6800, N 90/016/161/2019-6798, N 90/016/1612019-6797, N 90/016/161/2019-6786, N 90/016/161/2019-6794 о приостановлении действий по государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 710 кв.м. и кадастровым номером N, общей площадью 135 кв.м. в связи с несоблюдением требованием в части размера площади образуемых земельных участков.
25 марта 2019 года государственным регистратором в адрес административных истцов направлены уведомления N 90/016/161/2019-6742, N 90/016/161/2019-6748, N 90/016/161/2019-6758 в которых сообщено о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации по заявлениям истцов о прекращения права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 845 кв.м, в связи с приостановлением основного дела по заявлению N 90/016/161/2019-6786, N 90/016/161/2019-6794, N 90/016/161/2019-6797, N 90/016/161/2019-6798, N 90/016/161/2019-6800, N 90/016/161/2019-6803, срок приостановления до 24 июня 2019 года.
Полагая, что вышеуказанные уведомления о приостановлении государственной регистрации от 25 марта 2019 года являются незаконными, административные истцы обратились в суд.
Отношения возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступили заявления Меметовой Н, Меметова Э.А, Меметова Э.А. о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок кадастровый номер N, общей площадью 845 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", а также заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровым номером N, общей площадью 710 кв.м. и кадастровым номером N, общей площадью 135 кв.м, расположенные по адресу: "адрес".
Согласно пункту 28 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года N 733 утверждены временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее Правила).
Административными истцами в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру были поданы заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с категорией: земли населенных пунктов-индивидуальное жилищное строительство.
Согласно части 1 статьи 16 Правил зоны застройки индивидуальными жилыми домами включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения индивидуальных жилых домов с земельными участками.
Частью 5 статьи 16 Правил определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно: 1) этажность - не более 3 этажей; 2) площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, - от 500 кв. м до 800 кв. м; 3) ширина земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, - не менее 10 м; 4) для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, минимальное расстояние от границ смежного земельного участка до основного строения - не менее 3 м, до построек для содержания скота и птицы - не менее 4 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок - не менее 1 м; 5) отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 3 м; 6) коэффициент застройки - не более 0,5.
При обращении в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением административные истцы просили зарегистрировать право общей долевой собственности на образуемые земельные участки, общей площадью 710 кв.м. (КН N) и общей площадью 135 кв.м. (КН N).
Таким образом, площади образуемых земельных участков, о регистрации которых просили административные истцы, не соответствуют предельным размерам земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки города Симферополя.
Поскольку административными истцами не были соблюдены требования вышеуказанных правил в части размера площади образуемого земельного участка, государственным регистратором правомерна была приостановлена государственная регистрация права.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на положениях норм материального и процессуального права и установленных фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельные участки площадью 135 кв.м. и 710 кв.м. являются уже образованными и существующими, в связи с чем ссылка на пункт 28 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" является несостоятельной, судебная коллегия признает необоснованным.
Материалами дела достоверно подтверждено, что площадь земельных участков, о регистрации которых просили административные истцы, не соответствует размерам, установленным временными правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, в связи с чем зарегистрировать право общей долевой собственности на такие участки не представляется возможным.
Доводы жалобы о том, что в уведомлениях о приостановлении, государственным регистратором сделана ссылка на статью 33 Земельного кодекса РФ, которая утратила силу с 01 января 2015 года, судебная коллегия считает не подлежащими удовлетворению, поскольку указанная ссылка не влияет на законность вынесенных уведомлений. Основным критерием при регистрации права на образуемый земельный участок является его соответствие установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Меметовой Н, Меметова Э.А, Меметова Э.А. - Якубовой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.В. Кучеренко
Мотивированное определение изготовлено 17 октября 2019 года.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.