Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Оногда Татьяны Николаевны к Администрации города Керчи Республики Крым, заинтересованное лицо - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным постановления, по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 9 апреля 2019г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Оногда Т.Н. обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации города Керчи Республики Крым от 30 ноября 2018 г..N 2910/1-п об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок Оногда Т.Н. земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", мотивируя тем, что решением 21 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 30 мая 2012 г..ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес".
Указывает, что указанное решение не отменено, не изменено, не исполнено, и в соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г..N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" является основанием для завершения оформления прав на земельный участок. 30 ноября 2015 г..8 февраля 2016 г..Администрацией города Керчи Республики Крым по результатам рассмотрения заявления истца было принято постановление N 205/1-п "Об установлении, категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"". 24 марта 2016 г..Администрацией города Керчи Республики Крым было принято постановление N 634/1-п о внесении изменений в п. 1 постановления N 205/1 -п от 8 февраля 2016 г..в части уточнения адреса, кадастрового номера и площади земельного участка, а также 14 октября 2016 г..Администрацией города Керчи Республики Крым было принято постановление о внесении изменений в п. 1 постановления N 205/1-п от 8 февраля 2018 г..относительно адреса земельного участка. В ноябре 2016 г..истец обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации г..Керчи незаконным, решением Керченского городского суда от 10 марта 2017 г..по делу N 2а-206/2017 исковые требования Оногда Т.Н. были удовлетворены частично, в части признания незаконным бездействия Администрации г..Керчи по рассмотрению заявлений, в части возложения на Администрацию г..Керчи обязанности выполнить определенные действия отказано. Решение вступило в законную силу 17 апреля 2017 г, однако после вопрос о предоставлении Оногда Т.Н. в собственность земельного участка разрешен не был. 1 июня 2018 г..Оногда Т.Н. повторно направила в адрес Администрации города Керчи заявление о предоставлении в собственность земельного участка по "адрес", по результатам рассмотрения которого 30 ноября 2018г.
Администрацией города Керчи было принято постановление N2910/1-п, которым истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано в связи с истечением срока действия решения. С указанным постановлением истец не согласна, считает его незаконным, вынесенным с нарушением сроков и процедуры рассмотрения заявления. Указывает на отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 9 апреля 2019г. административное исковое заявление Оногда Татьяны Николаевны удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Керчи Республики Крым от 30 ноября 2018 г. N 2910/1-п об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок Оногда Татьяне Николаевне земельного участка площадью 600 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу "адрес".
Дополнительным решением Керченского городского суда Республики Крым от 4 июля 2019 г. с Администрации города Керчи Республики Крым в пользу Оногда Татьяны Николаевны взысканы понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Керчи Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что истец на момент обращения в Администрацию города Керчи Республики Крым утратила право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок, поскольку решение 21 сессии 6 созыва Керченского городского совета от 30 мая 2012 г. согласно пункту 4 указанного решения утратило силу.
В судебном заседании представитель Администрации города Керчи Республики Крым Чернега С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Оногда Т.Н, представитель Министерства имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Керченского городского совета Автономной Республики Крым от 30 мая 2012 г. истцу Оногда Т.Н. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, по адресу "адрес".
Пунктом 3 указанного решения на Оногда Т.Н. возложена обязанность разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка предоставить городскому совету в срок до 30 мая 2014 г.
30 ноября 2015 г. указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер N.
13 июня 2018 г. Оногда Т.Н. обратилась в Администрацию города Керчи Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 30 ноября 2018 г. N 2910/1-п Оногда Т.Н. отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 600 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", в связи с тем, что на момент обращения с заявлением решение 21 сессии 6 созыва Керченского городского совета от 30 мая 2012 г. утратило силу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК)).
Согласно части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления указаны в пункте 6 Порядка.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются, в том числе копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно пункту 12 Порядка основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении земельного участка Оногда Т.Н. указано, что на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка решение 21 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 30 мая 2012 г. "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка Оногда Т.Н, для строительства, обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес"" утратило силу.
При этом, в силу части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка является исчерпывающим.
Утрата силы решения 21 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 30 мая 2012 г. "О Разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка Оногда Т.Н, для строительства, обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес"" не является основанием для отказа, предусмотренным частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК.
При таких обстоятельствах, у Администрации города Керчи Республики Крым отсутствовали основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав в связи с истечением срока действия решения.
Иных оснований, предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК оспариваемое постановление от 30 ноября 2018 г, не содержит.
Кроме того, в силу части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК решение 21 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 30 мая 2012 г. не является утратившим силу, так как срок действия решения на 21 марта 2014 г. не истек.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что Оногда Т.Н. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, постановлением отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N. При этом, согласно оспариваемого постановления от 30 ноября 2018 г. N2910/1-п Администрацией города Керчи Республики Крым было рассмотрено заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрацией города Керчи Республики Крым постановление от 30 ноября 2018 г. N 2910/1-п принято с нарушением Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК, Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При этом, с учетом положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежит дополнению указанием на устранение допущенных нарушением путем повторного рассмотрения заявления Оногды Татьяны Николаевны от 13 июня 2018 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 9 апреля 2019 г, - оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения, указанием на повторное рассмотрение заявления Оногды Татьяны Николаевны от 13 июня 2018 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав.
Апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым, - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.