Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Майстренко Константина Юрьевича к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - Симоненко Алексей Александрович, о признании бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым незаконным, признании действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым незаконными, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Майстренко Константина Юрьевича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 июня 2019 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Майстренко К.Ю. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 февраля 2019 г..N4916/22 об исключении информации о месте расположения границ земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" из государственного кадастра недвижимости РФ; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исключить информацию о месте расположения границ земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" из государственного кадастра недвижимости РФ; признать незаконным бездействие Администрации "адрес" Республики Крым при исполнении постановления N2754 от 20 сентября 2017 г, выраженное в отсутствии межведомственного взаимодействия с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью постановки на кадастровый учет земельного участка по адресу: "адрес" мотивируя тем, что ему на основании решения суда, на праве собственности принадлежит жилой дом, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес". Постановлением Администрация города Феодосии Республики Крым от 20 сентября 2017 г..N 2754 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, присвоении адреса объекту адресации" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 209 кв.м, кадастровый номер квартала N. Объекту адресации присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Крым, муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, "адрес". При постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права, испрашиваемого истцом земельного участка, сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Администрации города Феодосии отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права.
Основанием отказа послужило то, что при проведении пространственного анализа Межевого плана было выявлено, что в результате автоматизированной выгрузки координат межевого плана, земельный участок пересекает границу иного земельного участка по адресу: "адрес", с кадастровым номером N. После чего истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", поскольку произошло наложение границ данного земельного участка на формируемый земельный участок по адресу: "адрес". Однако Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым дан ответ согласно которому, сведения о земельном участке по адресу: "адрес", были внесены в ЕГРН в результате завершения работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа "Крымский" (90). При этом, исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН возможно только путем проведения соответствующих кадастровых работ правообладателями земельных участков. Административный истец считает, что Администрации города Феодосии Республики Крым при согласовании схемы земельного участка, необходимо было в порядке межведомственного взаимодействия с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым урегулировать вопрос о снятии наложений земельных участков и установить границы земельного участка с последующей регистрацией права собственности за муниципальным образованием городской округ Феодосия. При этом возложение обязанности на Майстренко К.Ю. по проведению кадастровых работ по определению границ земельного участка, который не принадлежит ему на праве собственности, истец считает незаконным.
Указывает, что бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым и действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выраженные в не исправлении допущенных ошибок в координатах земельного участка неправомерными, что влечет препятствие в получении административным истцом права собственности на земельный участок без торгов.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Майстренко Константина Юрьевича отказано
Не согласившись с указанным решением, Майстренко К.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание Майстренко К.Ю, Симоненко А.А, представители Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Администрацией города Феодосии Республики Крым направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Майстренко К.Ю. на праве собственности принадлежит жилой дом, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано 12 июля 2017 г.
17 августа 2017 г. Майстренко К.Ю. обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в собственность без торгов земельного участка по адресу: "адрес".
20 сентября 2017 г. Администрацией города Феодосии Республики Крым вынесено постановление N 2754 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, присвоении адреса объекту адресации", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 209 кв.м, кадастровый номер квартала N. Категории земель: образуемого земельного участка: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, код 2.1. Объекту адресации присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Крым, муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, "адрес". Предварительно согласовано Майстренко К.Ю. предоставление земельного участка площадью 209 кв.м, по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 4 данного постановления на Майстренко К.Ю. возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории
Майстренко К.Ю. предоставлено право на обращение без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок (пункт 5 постановления).
23 апреля 2018 г. Майстренко К.Ю. обратился с жалобой в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об исправлении технической ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
На указанное обращение, 23 мая 2018 г. истцу был дан ответ, согласно которому сведения о ранее учтенном земельном участке по адресу: "адрес" внесены в ЕГРН 30 августа 2016 г. в результате завершения работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа "Крымский" (90), в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту от 12 августа 2015 г. N 68.
Одновременно с этим заявителю разъяснено, что с целью устранения пересечений границ в отношении ранее учтенных земельных участков необходимо проведение кадастровых работ, направленных на уточнение местоположения границ и площади, в соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218 -ФЗ. Сообщено, что частями 10-16 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлен порядок исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, учет которых был осуществлен до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и сведения о которых внесены в ЕГРН в соответствие с частью 1 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK, упрощенного и ускоренного по сравнению с порядком, предусмотренным статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218 -ФЗ. При этом разъяснено, что у Госкомрегистра отсутствуют полномочия, позволяющие побуждать правообладателей земельных участков на действия, связанные с осуществлением кадастрового учета, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Аналогичный ответ дан Майстренко К.Ю. 5 февраля 2019 г. исх. N 4916/22 на его обращение, рассмотренное в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым были также даны разъяснения о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N, который истец просит исключить из ЕГРН носят характер "ранее учтенные", в связи с чем, исключение указанного участка из ЕГРН возможно лишь по решению суда.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией города Феодосии исполнены возложенные на нее обязанности по рассмотрению заявления МайстренкоК.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, поскольку нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также иных законов не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как исключение информации о границах земельного участка из ЕГРН, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с частью 1 стати 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации
В силу части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Частью 11 указанной статьи определено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка
Согласно части 15 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Как следует из материалов дела, пунктом 6 постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 сентября 2017 г. N2754 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, присвоении адреса объекту адресации" определено, что постановление с приложением схемы расположения земельного участка в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.
Во исполнение указанного пункта, постановление с приложением схемы расположения земельного участка и межевым планом направлено в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет и государственной регистрации права
Уведомлениями от 1 февраля 2018 г. N 90/01/2018-10668 и N90/019/001/2018-215 приостановлена постановка земельного участка на кадастровый учет, а также государственная регистрация права, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержаться в ЕГРН. При проведении пространственного анализа Межевого плана было выявлено, что в результате автоматизированной выгрузки координат межевого плана, земельный участок пересекает границу иного земельного участка по адресу: "адрес", с кадастровым номером N
В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации Муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики, 3 мая 2018 г. государственными регистраторами были приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Материалами дела подтверждается направление заявлений о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Администрацией города Феодосии Республики Крым выполнен пункт 6 постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 сентября 2017 г. N 2754.
При этом, судом первой инстанции обоснованно указано, что требования административного истца о признании бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым, выраженного в отсутствии межведомственного взаимодействия с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью постановки на кадастровый учет земельного участка по адресу: "адрес" не основаны на законе.
В силу пункта 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK).
Пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK, предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Как усматривается из материалов дела, Симоненко А.А, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 19 марта 2009 г. серии N принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Сведения о ранее учтенном земельном участке по адресу: "адрес" внесены в ЕГРН 30 августа 2016 г. в результате завершения работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа "Крымский" (90), в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту от 12 августа 2015 г. N 68. Присвоен кадастровый N.
Истец обращался в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об исправлении технической ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", то есть участка, принадлежащего Симоненко А.А.
При этом, истцом фактически оспариваются границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Симоненко А.А.
Указанное, по мнению судебной коллегии, свидетельствует, о наличии спора о границах земельных участков, в связи с чем требование об исключении сведений из ГКН в отношении земельного участка, не принадлежащего административному истцу является ненадлежащим способом защиты нарушенного, как полагает истец, права, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ввиду отсутствия основания, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований об исключении информации о месте расположения границ земельного участка.
Кроме того, заявления административного истца были рассмотрены Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в том числе 5 февраля 2019 г. истцу был дан ответ N4916/22.
Вместе с тем, несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 июня 2019 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Майстренко Константина Юрьевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.