Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
Ёна А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному Ким Алексея Ивановича к Управлению земельного и градостроительного муниципального контроля, Администрации города Ялты Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению "Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", инспектору Муниципального казенного учреждения "Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Мальцеву Максиму Игоревичу, заинтересованное лицо Ким Любовь Николаевна о признании незаконными действий по составлению акта,
по апелляционной жалобе Ким Алексея Ивановича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 сентября 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Ким А.И. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском к Управлению земельного и градостроительного муниципального контроля, Администрации города Ялты Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению "Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", в котором, уточнив требования, просит признать незаконными действия инспектора муниципального казенного учреждения "Центр информационного и материально - технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Мальцева М.И. по составлению Акта N65 выявления самовольной постройки от 10.07.2017 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является совладельцем жилого дома литер "Г", расположенного в "адрес". 10 июля 2017 года инспектором Мальцевым М.И. составлен Акт N65 выявления самовольной постройки, которым установлено, что супругой административного истца - Ким Л.Н. самовольно занят земельный участок по вышеуказанному адресу, ориентировочной площадью 1032 кв. м, путём размещения на нём четырех капитальных строений, в том числе, строения литер "Г". Считает, что проверка была проведена ответчиком незаконно: в отсутствие у лица, проводившего проверку, необходимых полномочий, без установления собственников объекта недвижимости, а также уведомления их о проверке, в результате чего были нарушены права административного истца, поскольку он не смог принять участие в проводимой проверке и представить документы в подтверждение законности строительства.
Определениями Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 марта 2018 года, 24 августа 2018 года, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён инспектор Муниципального казенного учреждения "Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Мальцев Максим Игоревич, в качестве заинтересованного лица - Ким Любовь Николаевну.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска Ким А.И. отказано.
В апелляционной жалобе Ким А.И. ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального нрава. В частности, суд первой инстанции ошибочно считал, что в данном деле оспаривается сам Акт N65 от 10 июля 2017 года, что не верно и не соответствует уточненной редакции административного иска. Административный истец заявил о том, что действия инспектора по составлению Акта о выявлении самовольной постройки являются незаконными, учитывая отсутствие у него для этого предусмотренных законом правомочий, порядок действий при составлении Акта не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, отсутствовали основания для составления Акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ким А.И. и Ким Л.Н. по доверенностям - Бабаджанян М.З. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации города Ялты Республики Крым N3098-п от 08 августа 2017 года Ким Любови Николаевне предложено в срок до 31 октября 2017 года привести земельный участок по адресу: "адрес" в первоначальное состояние путём сноса самовольно возведённых капитальных строений жилого дома лит. Д, строение лит. А, строение хозблока лит. Б и жилого дома лит. Г.
Согласно содержанию постановления, оно принято в соответствии, в том числе, с актом N65 от 10 июля 2017 года выявления самовольной постройки, протокола N6 заседания комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта от 13 июля 2017 года.
Согласно Акту выявления самовольной постройки N65 от 10 июля 2017 года, должностным лицом Управления земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялта - инспектором Муниципального казенного учреждения "Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Мальцевым М.И. произведено обследование фактического использования земельного участка и расположенного на нём объекта по адресу: "адрес".
В ходе данной проверки установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют. Земельный участок непосредственно подходит к берегу Черного моря, ограждён забором, доступ на участок ограничен, что является препятствием доступа к морю. По информации, предоставленной Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, данный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в установленном порядке не предоставлялся, на имя Ким Л.Н. градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по данному адресу не выдавались.
В ходе обследования установлено, что на земельном участке муниципальной формы собственности по указанному адресу, ориентировочной площадью 1032 кв. м, используемого Ким Л.Н, расположены четыре капитальных строения: жилой дом литер "Д", площадью 629,2 кв. м, бассейн литер "А", площадью 189,8 кв. м, хозблок литер "Б", площадью 34 кв. м, жилой дом литер "Г", площадью 164,1 кв. м.
Собственником представлено свидетельство о праве собственности на жилой дом литер "Г", выданное на основании решения исполкома Форосского поссовета N97 от 30.09.2011 года.
По результатам обследования инспектор пришёл к выводу, что Ким Л.Н. самовольно занят земельный участок, ориентировочной площадью 1032 кв. м, путём размещения четырёх капитальных строений, расположенных в "адрес".
Обследование проведено в присутствии представителя Ким Л.Н. - Блинкова А.И.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных требований. Указано, что осмотр земельного участка осуществлён ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий, акт составлен в соответствии с Порядком принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Кроме того, действия должностного лица при выявлении самовольной постройки уже были предметом судебной проверки, вступившим в законную силу решением суда подтверждены обстоятельства, установленные инспектором при проведении проверки и изложенные им в акте от 10.07.2017 года о самовольном занятии Ким Л.Н. земельного участка муниципальной собственности.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Статьей 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 45 Устава муниципального образования городской округ Ялта, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19.11.2014 N78, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Администрация города Ялты является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта федеральными законами и законами Республики Крым.
К полномочиям Администрации города Ялта в области строительства отнесено, в том числе, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотра зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (статья 53 Устава).
Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28.04.2016 N15, Администрация города Ялты Республики Крым определена уполномоченным органом местного самоуправления на принятие решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в случаях, определенных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 10.02.2017 N617-п "Об организации работы по сносу самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" утверждено Положение о комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; состав комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; Порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, выявление фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется работниками управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым (далее - муниципальный инспектор).
Пунктом 4 данного Порядка определено, что установление факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет комиссия по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Комиссия).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, выявление самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется муниципальным инспектором при проведении Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялты Республики Крым (далее - Управление) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внеплановых проверок в отношении лиц, не относящихся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые проводятся по поручению главы администрации города Ялты, а также на основании поступивших от органов государственной власти, отраслевых, функциональных, территориальных органов администрации города Ялты Республики Крым, юридических лиц и граждан обращений, документов и иных доказательств, свидетельствующих о нарушении земельного и градостроительного законодательства, и в случае обнаружения инспектором достаточных оснований, указывающих на наличие нарушений в использовании земель.
По результатам проведённых мероприятий по выявлению самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым муниципальными инспекторами составляется А выявления самовольной постройки в соответствии с приложением N к настоящему Порядку, который муниципальный инспектор в течение 14 дней со дня его составления направляет в Комиссию (пункт 8 Порядка).
Пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок признания постройки самовольной и сноса её в определённых законом случаях. В иных случаях действует судебный порядок (статья 222 ГК РФ, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N10/22).
Из материалов дела усматривается, что в Управление земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты 16 мая 2017 года для рассмотрения по существу из Прокуратуры города Ялты поступило письмо с информацией о возможных нарушениях земельного законодательства относительно вышеуказанного земельного участка и расположенных на нём строений, в результате поступившего заявления Ким Л.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 03.07.2017г. N20-10/296 Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты в адрес Ким Л.Н. было предложено предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешительные - на проведение строительных работ. Письмо вручено под роспись представителю Ким Л.Н. по доверенности - Блинкову А.И.
Согласно Акту выявления самовольной постройки N65 от 10 июля 2017 года, должностным лицом Управления земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялта - инспектором Муниципального казенного учреждения "Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Мальцевым М.И. произведено обследование фактического использования земельного участка и расположенного на нём объекта по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 3.2.3 Должностной инструкции инспектора муниципального казенного учреждения "Центр информационного и материально - технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Мальцева М.И, последний обязан выполнять поручения, задания Начальника Управления земельного и градостроительного муниципального контроля.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необоснованности иска в части отсутствия основания для проведения проверки и полномочий у указанного должностного лица по составлению акта.
Ссылки апеллянта на пояснения представителя Администрации города Ялты в судебном заседании на "ошибочное" направление Мальцева М.И. для проведения обследования, не являются в силу закона надлежащими доказательствами незаконности оспариваемых действий Мальцева М.И.
Кроме того, в Акте изложен вывод о том, что по результатам обследования Ким Л.Н. самовольно занят земельный участок, ориентировочной площадью 1032 кв. м. путём размещения четырёх капитальных строений, расположенных в "адрес".
Между тем, Акт, как усматривается из его содержания, не содержит каких-либо обязательных предписаний или распоряжений как для административного истца, так и Ким Л.Н.
В дальнейшем, именно постановлением Администрации города Ялты Республики Крым N3098-п от 08 августа 2017 года на основании, в том числе, протокола N6 от 13.07.2017г. заседания комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Ким Любови Николаевне предложено в срок до 31 октября 2017 года привести земельный участок по адресу: "адрес" в первоначальное состояние путем сноса самовольно возведённых капитальных строений.
Данное постановление являлось предметом оспаривания в рамках административного дела N2а-3877/2017 по иску Ким Любови Николаевны. Решением по делу от 01 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым 13 апреля 2018 года, в удовлетворении иска Ким Л.Н. отказано.
В судебных актах по делу N2а-3877/2017 суд пришёл к выводу том, что в данном случае муниципальный контроль осуществлён лицом, уполномоченным на его проведение.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для составления акта выявления самовольной постройки N65 ввиду ненаправления ряда запросов должностным лицом перед его составлением правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве оснований для удовлетворения иска, поскольку в действиях инспектора Мальцева М.И. не усматривается незаконность, которая привела бы к нарушению прав административного истца.
Ссылки Ким А.И. в апелляционной жалобе на неуведомление его инспектором Мальцевым М.И. о проведении обследования земельного участка и строений, как супруга Ким Л.Н, являются несостоятельными, учитывая, что доказательства наличия зарегистрированных прав как на указанный земельный участок, так и на строения на нём, или же о нахождении в фактическом пользовании данных объектов, и содержащихся в государственных органах на момент проведения проверки, административным истцом не приведено.
При этом, решением Ялтинского городского суда от 26 марта 2018 года, оставленным без изменения Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 07 августа 2018 года, удовлетворён иск Администрации города Ялты к Ким Л.Н. и Ким А.И. о приведении земельного участка в первоначальное состояние путём сноса самовольно возведённых капитальных строений, расположенных в "адрес".
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 сентября 2018 года по административному делу N2а-2395/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ким Алексея Ивановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.