Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Кучеренко Н.В,
Павловского Е.Г,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27.06.2019 г. по делу N2а-979/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Алушты Республики Крым о признании действий и постановления незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Мацкевич С.С. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконными действий по рассмотрению заявления о передаче ему в собственность земельного участка в порядке окончания оформления права свыше установленного Постановлением Совета министров Республики Крым срока, а также по вынесению в результате данного рассмотрения постановления вместо решения; признании постановления администрации города Алушты Республики Крым N 695 от 27.04.2018 г. незаконным и его отмене; возложении обязанности рассмотреть заявление Мацкевича С.С. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N6-ФКЗ от 21.03.2014 г, земельного участка площадью 945 кв.м, кадастровый N, по адресу: "адрес", принятии решения в соответствии с законом и взыскании судебных расходов.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что решением Партенитского поселкового совета N58-30 от 19.03.2010 г. Мацкевичу С.С. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка по "адрес", площадью 0,0945 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений. Проект отвода земельного участка был частично разработан, однако не был утвержден. В январе 2017 года Мацкевич С.С. обратился в администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления права, однако постановлением администрации города Алушты Республики Крым N695 от 27.04.2018 г. ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка. При этом, в нарушение п.п. 5 и 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, отказ оформлен в виде постановления, а не решения, а также с нарушением срока рассмотрения поданного Мацкевичем С.С. заявления. Кроме того, обжалуемый отказ также является незаконным, поскольку при подготовке проекта отвода были получены необходимые согласования в Управлении градостроительства и архитектуры города Алушты.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 27.06.2019 г. по делу N2а-979/2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Алушты Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, Мацкевич С.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27.06.2019 г. по делу N2а-979/2019 и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 24.08.2018 г. N47/124, которым отменено решение Партенитского поселкового совета N58-30 от 19.03.2010 г. о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка, не существовало и не действовало на дату принятия обжалуемого постановления администрации города Алушты Республики Крым N 695 от 27.04.2018 г. Кроме того, согласно заключению Главного управления градостроительства и архитектуры N237 от 2010 года, размещение испрашиваемого земельного участка не противоречит Технико-экономическому обоснованию развития пгт. Партенит, что свидетельствует о соответствии месторасположения земельного участка по "адрес", кадастровый N, градостроительной документации на момент согласования проекта землеустройства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 14.10.2019 г. Мацкевич С.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Киселева О.В. и Киселева А.В. в судебном заседании 14.10.2019 г. просили оставить решение суда без изменения.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Закона N6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Согласно ст. 12 Закона N6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12-2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ч. 7 ст. 13 Закона N38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2019 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган. Процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка изложена в пунктах 9-11 Порядка.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей являются:
наличие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, решением Партенитского поселкового совета N58-30 от 19.03.2010 г. Мацкевичу С.С. дано разрешение на разработку проекта отвода землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0945 га, передаваемого в собственность за счет земель Партенитского поселкового совета для строительства жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного "адрес", сроком на два года.
Решением Партенитского поселкового совета N16-53 от 23.02.2012 г. Мацкевичу С.С. продлен на один год срок предоставления в Партенитский поселковый совет на утверждение проект землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0,0945 га, передаваемого в собственность за счет земель Партенитского поселкового совета для строительства жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного в "адрес".
Решением Партенитского поселкового совета N28-16 от 22.02.2013 г. в решение Партенитского поселкового совета N58-30 от 19.03.2010 г. внесены изменения путем исключения п. 2, устанавливающего срок предоставления проекта землеустройства по отводу земельного участка в поселковый совет на утверждение.
02.09.2010 г. начальником Управления градостроительства и архитектуры, главным архитектором г. Алушта утверждено заключение о возможности целевого использования земельного участка Мацкевичу С.С. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений по "адрес" на основании, в том числе выкопировки из плана земель Партенитского поселкового совета и топосъемки земельного участка. Указанное заключение было согласовано Партенитским поселковым головой и главным архитектором пгт. Партенит.
На обращения Мацкевича С.С. от 21.04.2017 г. и от 17.11.2017 г. о предоставлении ответа на поданные им заявления от 11.01.2017 г, администрацией города Алушты Республики Крым направлены ответы от 17.05.2017 г. и от 14.12.2017 г, согласно которым, во исполнение Порядка N313 заявление было направлено в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Алушты Республики Крым, исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия, ГУП РК "Вода Крыма" и ГУП РК "Крымгазсети" и ввиду неполучения ответа из ГУП "Крымгазсети" отсутствует возможность рассмотрения документов в полном объеме.
Письмом администрации города Алушты Республики Крым от 26.02.2018 г. Мацкевичу С.С. разъяснено, что для возобновления процедуры рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка площадью 945 кв.м, кадастровый N по "адрес" необходимо подать в администрацию города Алушты Республики Крым соответствующее заявление.
15.02.2018 г. Мацкевич С.С. подал заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, начатый до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ, однако постановлением администрации города Алушты Республики Крым N695 от 27.04.2018 г. Мацкевичу С.С. было отказано в предоставлении земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 945 кв.м, на том основании, что не представляется возможным осуществить проверку на предмет соответствия места расположения земельного участка, поскольку решение органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству было принято до принятия 29.03.2011 г. Партенитским поселковым советом решения N8/14 об утверждении Проекта застройки квартала усадебных жилых домов по "адрес"
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о законности обжалуемого постановления администрации города Алушты Республики Крым N695 от 27.04.2018 г, а также действий администрации города Алушты по рассмотрению заявления Мацкевича С.С, в связи с чем отказал в удовлетворении административных исковых требований Мацкевича С.С.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными на основании следующего.
Так, при рассмотрении дела в суде первой инстанции было исследовано решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15.10.2018 г, вступившее в законную силу 28.05.2019 г, которым было установлено, что земельный участок, отведенный Мацкевичу С.С, расположен в "адрес", фактически состоит из площади земельного участка, отведенного ФИО7, и образован из земель, находящихся в собственности Маломаякского сельского совета, в связи с чем решением Алуштинского городского совета Республики Крым N47/124 от 24.08.2018 г. решение Партенитского поселкового совета от 19.03.2010 г. N58-30 "О предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка Мацкевичу С.С." отменено, так как Партенитский поселковый совет распорядился земельным участком, расположенным на землях Маломаякского сельского совета, превысив, тем самым, свои полномочия.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о невозможности предоставить Мацкевичу С.С. испрашиваемый земельный участок в порядке завершения оформления прав на земельный участок, начатый до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ.
При этом судом первой инстанции также было установлено, что Распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 г. N180-рг "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313" до 01.06.2018 г. приостанавливалось действие указанного постановления от 02.09.2014 г. "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" в части действия п.п. 4, 9-12 Порядка, при этом на все обращения Мацкевича С.С. последнему были даны ответы, а принятие решения администрацией города Алушты Республики Крым в виде постановления не противоречит ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем отсутствуют основания для признания действий администрации города Алушты по рассмотрению заявления Мацкевича С.С. незаконными.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 24.08.2018 г. N47/124, которым отменено решение Партенитского поселкового совета N58-30 от 19.03.2010 г. о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка, не существовало и не действовало на дату принятия обжалуемого постановления администрации города Алушты Республики Крым N 695 от 27.04.2018 г, не свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции решения, поскольку судом учитывались установленные вступившим в законную силу решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15.10.2018 г. обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения Партенитского поселкового совета N58-30 от 19.03.2010 г.
Ссылка в апелляционной жалобе на заключение Главного управления градостроительства и архитектуры N237 от 2010 года, согласно которому размещение испрашиваемого земельного участка не противоречит Технико-экономическому обоснованию развития пгт. Партенит, что свидетельствует о соответствии месторасположения земельного участка по "адрес", кадастровый N, градостроительной документации на момент согласования проекта землеустройства, установленных вступившим в законную силу решением суда обстоятельств не опровергает.
Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27.06.2019 г. по делу N2а-979/2019 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27.06.2019 г. по делу N2а-979/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.В. Кучеренко
подпись Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.