Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Кучеренко Н.В,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матыч Куртумера Абдуллаевича к администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Кирпиченко О.В. о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Касынкиной Я.Г. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года, которым административное исковое заявление, удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Матыч К.А, действуя через представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконными отменить решение об отказе в выдаче заключения администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым 10 декабря 2018 года исх. N 12/3909, которым отказано в выдаче заключения в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах заселенного пункта, с расположенной на нем самовольной постройкой Матыч К.А, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Добровского сельского поселения; возложить обязанность на администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым выдать указанное заключение. В обоснование заявленных требований указывает, что истец обратился к ответчику с заявлением о получении в собственность земельного участка, в соответствии со статьей 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252. Рассмотрев указанное заявление, администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в своем письме от 10 декабря 2018 года исх. N 12/3909 отказала в выдаче соответствующего заключения, ссылаясь на то, что площадь превышает максимально допустимые 300 кв.м, и указывает об отсутствии инвентаризационного номера самовольной постройки.
Истец считает, что выводы о превышении допустимой площади застройки являются необоснованными, а отсутствие инвентарного номера обусловлено бездействием самого ответчика.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным протокольное решение Комиссии по выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектов индивидуального жилищного строительства на территории Добровского сельского поселения от 07 декабря 2018 года в части отказа в выдаче заключения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, с расположенной на нем самовольной постройкой Матыч Куртумеру Абдуллаевичу. Возложена обязанность на администрацию Добровского сельского поселения Симферопольскогоо района Республики Крым в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление и документы Матыча Куртумера Абдуллаевича от 31 мая 2018 года на 21 листе. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Представитель администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Касынкина Я.Г, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что заявитель должен обращаться в администрацию с уже имеющимся инвентарным номером самовольной постройки. Кроме того, Матыч К.А. не была выполнена совокупность условий, предусмотренных пунктом 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства. Обращает внимание, что в соответствии с изменениями внесенными Постановлением Совета Министров Республики Крым от 20 июня 2019 года N 333 в пункт 5 статьи 15 самовольная постройка должна быть учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района. Администрация Добровского сельского поселения не наделена полномочиями по учету самовольных построек, а административный истец свою обязанность по предоставлению сведений об учете самовольной постройки не исполнил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 24 мая 2018 года Матыч К.А. обратился в администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Заявление Матыч К.А. было рассмотрено комиссией по выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства на территории Добровского сельского поселения 07 декабря 2018 года и принято решение об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в связи с несоответствием самовольной постройки, расположенной по адресу: "адрес", условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252.
10 декабря 2018 года исх. N 12/3909 администрацией Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым было направлено письмо Матычу К.А. об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Матыч К.А. оспаривает законность указанного решения.
Особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года, предусмотрены статьей 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее Закон Республики Крым N 66-ЗРК/2015).
Согласно части 1, 2 статьи 22 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; 5) на данном земельном участке в соответствии с градостроительной документацией допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.
Частью 4 статьи 22 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Таким нормативным правовым актом является Порядок предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 (далее Порядок).
Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 Порядка предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).
Гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).
К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; 3) фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; 4) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; 5) копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; 6) копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; 7) копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; 8) документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); 9) иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии) (пункт 4 Порядка).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения (пункт 13 Порядка).
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 14 Порядка).
Пунктом 15 Порядка (в редакции, действующей на момент подачи заявления) предусмотрено, что заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.
На основании решения комиссии уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка (подпункт 2 пункта 18 Порядка).
Отказывая в выдаче заключения, комиссией указано на то, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Порядка общая площадь домовладения превышает 300 кв.м, также в соответствии с подпунктом 5 пункта 15 Порядка самовольная постройка не учтена уполномоченным органом в материалах инвентаризации объектов капитального строительства. Кроме того указано, что в представленных документах не указан номер самовольной постройки.
Согласно выписке с Единого государственного реестра недвижимости общая площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", составляет 283,6 кв.м. (л.д.15).
Что касается учета самовольной постройки в материалах инвентаризационного дела, судебная коллегия соглашается в этой части с выводами суда первой инстанции, поскольку отсутствие у административного истца возможности поставить на учет объект капитального строительства вследствие недостатка правового регулирования и не закрепления за органом местного самоуправления соответствующих полномочий не может служить основанием для отказа в выдаче заключения, поскольку срок подачи заявления о предоставлении земельного участка ограничен 1 января 2020 года в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона Республики Крым N66-ЗРК/2015.
Что касается не указания номера самовольной постройки, судебная коллегия отмечает, что положениями Порядка не предусмотрены основания для отказа в выдаче заключения в связи с отсутствием номера самовольной постройки.
Учитывая, что Матыч К.А. были поданы в администрацию все необходимые документы, отвечающие совокупности требований предусмотренных пунктом 15 Порядка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в связи с несоответствием самовольной постройки, расположенной по адресу: "адрес", является незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на положениях норм материального и процессуального права и установленных фактических обстоятельствах дела.
Доводы жалобы о том, что соответствии с изменениями внесенными постановлением Совета Министров Республики Крым от 20 июня 2019 года N 333 в пункт 5 статьи 15 самовольная постройка должна быть учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района, судебная коллегия считает необоснованными.
В спорных правоотношениях, при принятии решения, применяется закон, в редакции, действующей на момент обращения Матыча К.А. с заявлением в администрацию Добровского сельского поселения.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, иному толкованию законодательства, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Аналогичные доводы апелляционной жалобы были рассмотрены в заседании суда первой инстанции, где им дана надлежащая оценка, что отражено в решении судьи.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Касынкиной Я.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.