Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В,
судей Митрофановой Г.Н, Мошечкова А.И,
при помощникеРогачевой Ю.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-0222/19по апелляционной ФГБУ "Канал имени Москвы" на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 г,которым постановлено:
Исковые требования заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Канал имени Москвы" об обязании разработать современные планы гидроузлов - удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Канал имени Москвы" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать современные генеральные планы гидроузла N 2, гидроузла N 3, гидроузла N 4, гидроузла N 5, гидроузла N 6, гидроузла N 9,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте обратился в суд с иском к ответчику ФГБУ "Канал имени Москвы" об обязании ответчика разработать современный генеральный план гидроузла N 2, гидроузла N 3, гидроузла N 4, гидроузла N 5, гидроузла N 6, гидроузла N 9, гидроузла "Софьино", гидроузла "Северка", гидроузла "Иваньковский".
Требования мотивированы тем, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в соответствии с заданием Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности. Проведенной проверкой в деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы" выявлены нарушения в вышеуказанной сфере. В соответствии с приказом Ространснадзора от 18.10.2016 N СС-1097фс "Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора Федеральной службой по надзору в сфере транспорта" Правила являются одним из актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Согласно подпункта "д" пункта 5.1 Правил по каждому эксплуатируемому гидротехническому сооружению должны иметься документы, отражающие его проектные и действительные параметры, произведенные в конструкциях или происшедшие в условиях работы изменения, а также документы, определяющие условия эксплуатации, в том числе современный генеральный план гидроузла. В нарушение указанных правовых норм в ФГБУ "Канал имени Москвы" отсутствуют современные генеральные планы на следующие эксплуатируемые гидроузлы: гидроузел N 2, гидроузел N 3, гидроузел N 4, гидроузел N 5, гидроузел N 6, гидроузел N 9, гидроузел "Софьино", гидроузел "Северка", гидроузел "Иваньковский". Неисполнение ФГБУ "Канал имени Москвы" указанных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений ставит под угрозу обеспечение транспортной безопасности, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан и иные негативные последствия.
Окончательно истец просил обязать ответчика разработать современный генеральный план гидроузла N 2, гидроузла N 3, гидроузла N 4, гидроузла N 5, гидроузла N 6, гидроузла N 9.
Старший помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Сазонов С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Зачиняев С.В. в судебном заседании исковые требования признал, ходатайствовал об установлении срока для разработки современных генеральных планов гидроузлов N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, в части разработки современного генерального плана Карамышевского гидроузла (гидроузла N 9) установить срок в течение 1 года с момента окончания строительства моста с русловым балочным пролетом над шлюзом N 9.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобепредставитель ФГБУ "Канал имени Москвы"просит решение суда отменить, как незаконное по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела следует, 19.02.2018 заместителем Московского межрегионального транспортного прокурора государственным советником юстиции 3 класса Опенышевым О.С. принято решение N 18 о проведении проверки в отношении ФГБУ "Канал имени Москвы" на предмет соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта.
Как следует из акта проверки от 21.02.2018, в ходе проверки установлено, что гидроузел не оборудован системами охранной сигнализации периметра, видеонаблюдения, отсутствует сплошное ограждение.
Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы" выявлены нарушения подпункта "д" пункта 5.1 Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, утвержденных 24.07.1978 Минречфлотом РСФСР, в соответствии с которым по каждому эксплуатируемому гидротехническому сооружению должны иметься документы, отражающие его проектные и действительные параметры, произведенные в конструкциях или происшедшие в условиях работы изменения, а также документы, определяющие условия эксплуатации, в том числе современный генеральный план гидроузла.
Проверкой установлено, что в ФГБУ "Канал имени Москвы" отсутствуют современные генеральные планы на следующие эксплуатируемые гидроузлы: гидроузел N 2, гидроузел N 3, гидроузел N 4, гидроузел N 5, гидроузел N 6, гидроузел N 9.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Согласно статье 2 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом, на основании части 1 статьи 21 "О безопасности гидротехнических сооружений", нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего федерального закона, действуют в части, ему не противоречащей.
В рамках реализации предоставленных полномочий 24.07.1978 Минречфлотом РСФСР утверждены Правила технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений.
Статья 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определяет гидротехнические сооружения как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
На основании статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к судоходным гидротехническим сооружениям относятся гидротехнические сооружения, представляющее собой инженернотехнические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений.
В соответствии с приказом Ространснадзора от 18.10.2016 N СС-1097фс "Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора Федеральной службой по надзору в сфере транспорта" Правила являются одним из актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Вышеуказанные Правила охватывают общие положения по технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, техническую эксплуатацию гидротехнической и строительной частей гидросооружений, механического и электротехнического оборудования, организацию работы и ремонт судоходных гидротехнических сооружений, а также ремонт их оборудования. Все подразделения Минречфлота РСФСР, обслуживающие судоходные гидротехнические сооружения, а также все организации и учреждения, выполняющие работы на данных сооружениях, обязаны руководствоваться настоящими Правилами.
Согласно подпункту "д" пункта 5.1 Правил по каждому эксплуатируемому гидротехническому сооружению должны иметься документы, отражающие его проектные и действительные параметры, произведенные в конструкциях или происшедшие в условиях работы изменения, а также документы, определяющие условия эксплуатации, в том числе современный генеральный план гидроузла.
Разрешая спор, районный суд исходил из того, что неисполнение ФГБУ "Канал имени Москвы" указанных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений ставит под угрозу обеспечение транспортной безопасности, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан и иные негативные последствия, и поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих разработку современных генеральных планов на следующие эксплуатируемые гидроузлы: гидроузел N 2, гидроузел N 3, гидроузел N 4, гидроузел N 5, гидроузел N 6, гидроузел N 9, удовлетворил заявленные требования, установив срок исполнения решения суда с учетом принципа разумности и исполнимости в шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия оснований для его изменения и увеличения установленного срока на разработку современных генеральных планов на эксплуатируемые гидроузлы не находит, так как в жалобе не приведены доказательства невозможности выполнения указанной работы в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.При это судебная коллегия отмечает, что с даты принятия решения уже прошло более 6 месяцев, а ответчик не представил свидетельства тому, что он приступил к разработке планов. В случае возникновения объективных причин, которые сделают невозможным исполнение решения в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться с требованием об отсрочке в установленном законодательством порядке.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.