Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Карасевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-238/2019 по административному исковому заявлению Анисимова Андрея Николаевича к Министерству обороны РФ об обязании рассмотреть обращения
по апелляционной жалобе представителя административного истца Анисимова А.Н. по доверенности Ренгевича А.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2019 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного истца Анисимова А.Н. и его представителя по доверенности Ренгевича А.В, возражения представителя административного ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Ежёвого И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анисимов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, в котором с учетом уточнения требований в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ просил обязать рассмотреть его обращения от 11 октября, 28 декабря 2018 года по кадровым вопросам о его службе в рядах вооруженных сил, указывая на то, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, названные обращения надлежащим образом в установленном порядке и сроки по существу поставленных вопросов рассмотрены не были, направлены на рассмотрение в подразделение Минобороны России, к компетенции которого рассмотрение данного круга вопросов не относится.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в порядке статьи 47 КАС РФ, привлечено Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2019 года постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Анисимова Андрея Николаевича к Министерству обороны РФ об обязании рассмотреть обращения отказать".
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Ренгевич А.В. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Минобороны России представлены возражения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Анисимова А.Н. и его представителя по доверенности Ренгевича А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности Ежёлого И.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных положениями части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из того, что утверждения административного истца о незаконном бездействии административного ответчика при рассмотрении обращений Анисимова А.Н. опровергнуты совокупностью собранных по административному делу доказательств, оснований не доверять которым не имеется, из которых следует, что заявления от 11 октября и 28 декабря 2018 года, поступившие в Минобороны России, для целей их рассмотрения по существу поставленных вопросов были правомерно направлены в Департамент строительства Минобороны России, где и были рассмотрены; заявителю направлены ответы, получение которых административный истец не отрицает. Действия административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях не противоречат законодательству о порядке рассмотрения обращений граждан, в том числе в органах Минобороны России, права Анисимова А.Н. нельзя полагать нарушенными; несогласие административного истца с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращений.
Вместе с тем, оснований согласиться с такими выводами суда не представляется возможным, они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству, регулирующему спорное правоотношение.
Так, применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено и сторонами не оспаривается, что Анисимов А.Н. проходил военную службу в 169 УДСР в должности начальника строительно-монтажного участка г. Ефремов Тульской области.
Приказом Начальника Федерального дорожно-строительного управления при Министерстве обороны Российской Федерации (по личному составу) N 0172 от 22.10.1997 года майор Анисимов А.Н. уволен с военной службы с зачислением в запас в соответствии с частью 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 11.02.1993 года "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом Начальника 169 УДСР (м) N 231 от 04.11.1997 года Анисимов А.Н. исключен из списков личного состава данного управления.
Решением Военного суда Тульского гарнизона от 09.04.1998 года, оставленным без изменения определением Военного суда Московского военного округа от 19.05.1998 года, приказ Начальника Федерального дорожно-строительного управления при Министерстве обороны Российской Федерации (по личному, составу) N 0172 от 22.10.1997 года и изданный в связи с этим приказ Начальника 169 УДСР (м) N 231 от 04.11.1997 года признаны незаконными и недействующими с момента их издания.
Суд обязал Начальника Федерального дорожно-строительного управления при Министерстве обороны Российской Федерации и Начальника 169 УДСР (м) отменить указанные приказы и восстановить Анисимова А.Н. на военной службе в прежней должности.
Согласно архивной справки ФГКУ "Центральный архив Минобороны России" от 03.04.2018 года N 5/57979 приказом Начальника Федерального дорожно-строительного управления при Министерстве обороны Российской Федерации от 30.03.1998 года N 017 пункт 2 приказа Начальника Федерального дорожно-строительного управления при Министерстве обороны Российской Федерации (по личному составу) от 22.10.1997 года N 0172 об увольнении с военной службы майора Анисимова А.Н, отменен как нереализованный.
08 февраля 2018 года Анисимов А.Н. обратился с заявлением к руководителю Ефремовского филиала ФГУП "ГВСУ N7" о выдаче копии приказа о восстановлении в списках части, т.к. выписки из приказов о восстановлении в списках части и последующем его увольнении в военном комиссариате города Подольска по Московской области в личном деле военного пенсионера отсутствуют.
Согласно письма руководителя Ефремовского филиала ФГУП "ГВСУ N7" от 14.02.2018 года N 64-03/31 следует, что в архиве Ефремовского филиала ФГУП "ГВСУ N7" отсутствуют документы о восстановлении в списках в прежней должности Анисимова А.Н.
30 июля 2018 года Анисимов А.Н. обратился с заявлением к руководству ФГУП "ГВСУ N7" о принятии решения по дальнейшему служебному предназначению майора Анисимова А.Н.; в ответе руководителя ФГУП "ГВСУ N7" от 31 августа 2018 года N 64/3774 указано на пропуск установленного законом срока для принудительного исполнения, вступившего в законную силу решения военного суда Тульского гарнизона от 09.04.1998 года.
11 октября 2018 года истец обратился с заявлением в Минобороны России по вопросу издания распорядительного документа о его увольнении с военной службы; обращение было направлено для рассмотрения в Департамент строительства МО РФ, который 04.12.2018 г. подготовил и направил истцу ответ о том, что к компетенции Департамента рассмотрение поставленных в обращении Анисимова А.Н. вопросов не относится; Департамент строительства МО РФ предназначен для планирования и осуществления государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов военной инфраструктуры.
28 декабря 2018 года истец повторно обратился в Минобороны России по вопросу восстановления нарушенного права, издания соответствующих кадрово-распорядительных документов; обращение вновь было направлено в Департамент строительства МО РФ, который 15.02.2019 г. по результатам рассмотрения обращения сообщил о том, что к компетенции Департамента рассмотрение поставленных в обращении Анисимова А.Н. вопросов не относится.
Факт получения ответов на свои обращение истец не оспаривал.
Как следует из ответа начальника 6 Управления Главного управления кадров МО РФ в адрес Главного управления кадров МО РФ заявление Анисимова А.Н. не передавались.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления либо должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно пунктам 1 -3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 1 статьи 9, пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что административным ответчиком соблюдены требования законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, не имеется. Доказательств выполнения административным ответчиком требований Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 18 августа 2014 года N 555, суду также не представлено. В свою очередь, отсутствие ответов по существу поставленных в обращениях вопросов, безусловно, нарушает права Анисимова А.Н, гарантированные Конституцией Российской Федерации и принятыми в развитие ее положений нормами федерального законодательства.
При таких данных, судебная коллегия, оценивающая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ полагает, что утверждения административного истца о том, что при рассмотрении его обращений административным ответчиком допущено незаконное бездействие, нашли свое объективное подтверждение, вывод суда об обратном является неверным, основанным на выборочном применении норм материально права, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела; он сделан исключительно на предположении и не мотивирован судом; вместе с тем это противоречит правилам оценки доказательств, установленным ст. 59 КАС РФ, а также требованиям, предъявляемым к судебному решению (ст. 176, 178, 180 КАС РФ).
При таких данных, решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2019 года на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении требований, признании незаконным бездействия Минобороны России при рассмотрении обращений Анисимова А.Н. от 11 октября 2018 года и 28 декабря 2018 года, обязании административного ответчика в установленном законом порядке и сроки рассмотреть названные обращения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Анисимова Андрея Николаевича к Минобороны России об обязании рассмотреть заявления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Минобороны России при рассмотрении обращений Анисимова А.Н. от 11 октября 2018 года и 28 декабря 2018 года, обязать Минобороны России в установленном законном порядке и сроки рассмотреть названные обращения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.