Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Ставича В.В,
при секретаре Черевичной Т.В.
рассмотрела по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4268/18 по административному исковому заявлению Батаева Саида-Хасана Хожаевича к МФЦ района Сокол г. Москвы, ГБУ МФЦ г. Москвы о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения
по апелляционной жалобе административного истца Батаева С.-Х.Х. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2018 года о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения Батаева С.-Х.Х. и его представителя по доверенности Неретина А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батаев С.-Х.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к МФЦ района Сокол г. Москвы, ГБУ МФЦ г. Москвы об оспаривании действий (бездействия), обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что его заявление от 20.09.2017 года на имя начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по району Сокол г. Москвы о регистрации по месту жительства не передано в установленном порядке в МФЦ района Сокол г. Москвы.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2018 года постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МФЦ района Сокол г. Москвы, выразившееся в непередаче заявления истца от 20.09.2017 в Отделение по вопросам миграции ОМВД России по г. Москве по району Сокол.
В удовлетворении требования истца об обязании устранить нарушения отказать ".
В апелляционной жалобе административный истец Батаев С.-Х.Х. просит об отмене данного судебного акта в части отказа в удовлетворении требований незаконным, утверждая о нарушении норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Батаева С.-Х.Х. и его представителя по доверенности Неретина А.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая дело, суд применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ установил, что 20.09.2017 года Батаев Саид-Хасан Хожаевич обратился с заявлением на имя начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по району Сокол г. Москвы, в котором просил зарегистрировать его по месту жительства по адресу: *.
Заявление о регистрации по месту жительства было принято МФЦ района Сокол 20 сентября 2017 года и согласно реестру на отправку документов ОУФМС от 21.09.2017 г. передано в ОУФМС района Сокол для рассмотрения; согласно пояснениям административного ответчика миграционным органом заявление Батаева С.Х.-Х было возвращено без официального отказа.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 13 июля 2018 г, вступившим в законную силу, было установлено, что заявление административного истца от 20.09.2017 г. из МФЦ района Сокол в миграционный орган не передавалось.
Согласно справке ОМВД России по району Сокол г. Москвы, по состоянию на 22.10.2018 года по адресу: * никто не зарегистрирован. Собственник без регистрации - Батаев Саид-Хасан Хожаевич.
Оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности применительно к пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и нормативным положениям Постановления Правительства Москвы от 23 апреля 2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы", устанавливающим, что многофункциональные центры предоставления государственных услуг осуществляют прием документов, необходимых для регистрации и снятии граждан с регистрационного учета и передачу их уполномоченным лицам, суд пришел к выводу о том, что в вопросе передачи для рассмотрения компетентному лицу обращения административного истца административным ответчиком допущено незаконное бездействие, в связи с чем удовлетворил в этой части административное исковое заявление; в то же время, установив, что оригинал заявления административного истца о регистрации по месту жительства, единственно, что является началом для производства соответствующих административно-регламентных процедур по нему, в распоряжении административного ответчика отсутствует, посчитал, что на МФЦ района Сокол г. Москвы не может быть возложена обязанность для целей устранения нарушения прав заявителя передать для рассмотрения миграционному органу такое обращение Батаева С.-Х.Х. от 20 сентября 2017 года; последний при этом не лишен возможности обратиться с запросом о предоставлении государственной услуги "регистрация по месту жительства" в установленном законом порядке.
Названные суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора, правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам. Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 этого же Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг; органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" МФЦ города Москвы предоставляет услуги Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.
Вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации урегулированы Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", а также в настоящее время Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии с данными нормативными правовыми актами регистрация по месту жительства представляет из себя постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1); при регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют в органы регистрационного учета (территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) заявления по установленной форме и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (паспорт, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение) (статьи 3 и 4 названного Закона); основанием и началом административных процедур для предоставления государственной услуги органами регистрационного учета Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами является запрос от заявителя (подача лично заявителем заявления о регистрации и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом, передачу которых обязан обеспечить административный ответчик в силу Постановления Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП.
Не оспаривается, что заявление Батаева С.-Х.Х, которое административным ответчиком было принято, на рассмотрение органу регистрационного учета не передано, утрачено, что правомерно расценено судом как незаконное бездействие МФЦ в сравнении с обязанностями, возложенными на административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях законом. Вместе с тем, кроме как посредством самостоятельного обращения административного истца за предоставлением государственной услуги в установленном порядке с представлением необходимых для этого документов иным образом допущенное нарушение прав заявителя устранено быть не может, в МЦФ района Сокол г. Москвы пакет документов Батаева С.-Х.Х, предусмотренных Административным регламентом от 31.12.2017 N 984, отсутствует, что заявитель не отрицает; рассмотрение документов для предоставления государственной услуги вне установленной административной процедуры не допускается.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит правомерным вывод суда о частичном удовлетворении требований; он соответствует статье 227 КАС РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по делу, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для административного дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), постановилзаконное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Батаева С.-Х.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.