Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Акционерного общества "Главное Управление Обустройства Войск" Мороза В.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" от 29 ноября 2017 года N1090, решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 06 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 22 октября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 29 ноября 2017 года N1090 Акционерное общество "Главное Управление Обустройства Войск"" (далее - АО "ГУОВ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 06 июля 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Общества - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 22 октября 2018 года, с учетом определения от 08 августа 2019 года об исправлении описки, указанные постановление должностного лица, судебный акт оставлены без изменения, жалоба защитника Общества Степаненко О.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Общества Мороз В.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях АО "ГУОВ" состава административного правонарушения, указывая, что в ходе осуществления своей деятельности АО "ГУОВ" требований п.4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не нарушает; порядок согласования социально-экономической деятельности нормативно-правовыми актами не урегулирован; административным органом нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении проверки; срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ истек; судьей Московского городского суда рассмотрена жалоба на иной судебный акт.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица, судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст.8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых территориях) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона об особо охраняемых территориях национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Национальный парк "Лосиный остров" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р отнесен к ведению Минприроды России.
Как следует из материалов дела, 09 ноября 2017 года в 17 часов 00 минут старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды *** Г.В. на основании распоряжения N194 от 29.08.2017 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров", поручения Межрайонной природоохранной прокуратурой г.Москвы от 11.10.2017 N7-7-2017 и рейдового задания на проведение осмотра, обследования от 11.10.2017 N40 выявлено нарушение АО "ГУОВ" соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п.4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", выразившееся в осуществлении АО "ГУОВ" по адресу:***, расположенного на особо охраняемой природной территории национального парка "Лосиный остров" социально-экономической деятельности, а именно передача в аренду помещений, земельных участков, а также обслуживание зданий и сооружений, находящегося во владении Общества, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.
Факт административного правонарушения и виновность Общества в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении; распоряжением; рейдовым заданием; иными материалами дела.
Вывод должностных лиц и судебных инстанций о наличии в действиях АО "ГУОВ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалоб и получили надлежащую оценку в постановлении по делу об административном правонарушении и судебных решениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Изложенный в жалобе довод о том, что АО "ГУОВ" не нарушает какие-либо положения природоохранного законодательства признан несостоятельным.
Согласно ч.4 ст.15 Закона об особо охраняемых территориях с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии с п. 18 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 N 82 вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Согласно п.5.16 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в том числе, согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий адресный ориентир *** площадью *** кв.м, находится в собственности у АО "ГУОВ" с 17.04.2017 (л.д. 146 том 1). Объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке также находятся в собственности АО "ГУОВ" (л.д. 148-164 том 1, л.д.1-112 том 2).
Факт выявления хозяйственной деятельности Обществом был выявлен в ходе проведения проверки по поступившему 24.08.2017 в адрес Генерального прокурора Российской Федерации от РОДП "ЯБЛОКО" обращению по факту совершения сделки по продаже земельного участка, расположенного на территории парка "Лосиный остров" (л.д. 135 том 2).
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что АО "ГУОВ" не было предпринято всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение режима особой охраны национального парка "Лосиный остров", установленного п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в то время как запрос Общества, адресованный Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации о предоставлении разъяснений, был направлен только после возбуждения дела об административном правонарушении, что не может быть признано достаточным (л.д. 73-74 том 1).
Вопреки доводу жалобы оснований полагать о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении планового (рейдового) осмотра старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды на основании распоряжения N194 от 29.08.2017 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров", не имеется в силу следующего.
В соответствии с пп.1 ч.1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Исходя из ч.1 ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Согласно п.23 Положения о национальном парке "Лосиный остров" на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками Учреждения, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.
Довод жалобы о том, что судьей Московского городского суда была рассмотрена жалоба на иной судебный акт, нежели который был указан в жалобе защитника Общества, не может быть принят во внимание, поскольку ошибочное указание судьи Московского городского суда в решении от 22 октября 2018 года о рассмотрении жалобы на решение судьи Головинского районного суда города Москвы, вместо Бабушкинского районного суда города Москвы, является явной технической опиской, которая была устранена судьей в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности основан на неверном толковании ст.4.5 КоАП РФ и без учета разъяснений, содержащихся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Анализ объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, свидетельствует о том, что оно является длящимся. Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, при рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ГУОВ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, судебных решений.
Порядок привлечения АО "ГУОВ" к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" от 29 ноября 2017 года N1090, решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 06 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 22 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Главное Управление Обустройства Войск" оставить без изменения, жалобу защитника Общества Мороза В.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.