Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Бочарова И.В. в защиту Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" на вступившие в законную силу постановление главного (заместителя главного) государственного санитарного врача по г. Москве от 19 июня 2018 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного (заместителя главного) государственного санитарного врача по г. Москве N 514 от 19 июня 2018 года ГУП "Московский метрополитен" (далее также - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Иртикеевой В.С. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года постановление и решение должностных лиц, решение судьи районного суда, оставлены без изменения, жалоба защитника Бочарова И.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Бочаров И.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу актами, просит их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых были вынесены обжалуемые акты о привлечении Предприятия к административной ответственности, поскольку хранение отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляет Предприятием в соответствии с требованиями закона. Также заявитель указывает, что имеющиеся в деле фотографии являются недопустимым доказательством по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, а также проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.5, 3.6, 3.7, 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.
В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.
Согласно п. 6 раздела I Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Минздравом СССР от 31.12.1966 N 658066, участки для отвалов или отходов производства надлежит располагать за пределами территории предприятия, населенного места и охранной зоны источников водоснабжения по согласованию с местными органами санитарного надзора.
Места для сбора и хранения отходов производства, содержащих возбудителей заболеваний, сильнодействующие химические или радиоактивные вещества, не подвергшиеся предварительной нейтрализации, дезактивации, обезвреживанию и дезодорации, должны иметь устройства, полностью исключающие загрязнение почвы, подземных вод и атмосферного воздуха, и должны быть изолированы от доступа посторонних лиц.
Места для сбора, сортировки и кратковременного хранения отходов производства на территории предприятия следует назначать на специальных участках или в изолированных специальных помещениях.
Мусоросборники должны быть оборудованы плотно закрывающимися крышками и регулярно очищаться, не допуская их переполнения.
В соответствии с п. 3.1.15 Санитарных правил эксплуатации метрополитенов, введенных в действие постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 110, должна быть обеспечена централизованная и своевременная утилизация отработавших ртутьсодержащих электроламп.
В силу п. 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (пункт 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде).
Как следует из материалов дела, 04 мая 2018 года в 16 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения N 01-03-00017 от 20.02.2018 в отношении юридического лица ГУП "Московский метрополитен" (юридический адрес: г. Москва, пр-т Мира, д. 41 стр. 2), специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве установлено несоблюдение юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: - по адресу:
г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 59, электродепо "Калужское" временное хранение промасленной ветоши осуществляется в переполненном контейнере для сбора промасленных отходов (ветоши); сбор и хранение металлолома, металлической стружки осуществляется на открытых необорудованных площадках (без поддонов, без укрытия); - по адресу: г..Москва, ул. Сталеваров, д. 5, электродепо "Новогиреево" бункер для сбора КГМ не защищен навесом от воздействия атмосферных осадков и ветра; - по адресу: г..Москва, ул. Енисейская, д. 21, станция "Бабушкинская", допускается временное накопление (временное хранение) отработанных ртутьсодержащих ламп в условиях, создающих угрозу неблагоприятного воздействия ртутьсодержащих отходов на здоровье человека и среду обитания, а именно на поверхности радиатора отопительного прибора в подсобном помещении эскалаторной службы (в условиях, не исключающих повреждение отработанных ртутьсодержащих ламп - вне специально выделенного помещения для сбора и временного накопления ртутьсодержащих отходов, вне герметичного контейнера в мягкой таре; - по адресу: г..Москва, пл. Тверской заставы, д. 7, станция "Белорусская" (радиальная), хранение отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп осуществляется вне герметичной тары на металлическом шкафу в комнате для переодевания сотрудников станции; - по адресу: г..Москва, Зеленый пр-т, д. 81А, станция "Новогиреево", отходы I класса опасности (ртутьсодержащие лампы) хранятся без герметичных емкостей в помещении мастерской (не предусмотрена пространственная изоляция); - по адресу: г..Москва, ул.
Воздвиженка, д. 11, станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, временное хранение твердых промышленных отходов I класса опасности (ртутьсодержащие лампы) осуществляется в помещении, а именно в кладовой 35Э в негерметичных оборотных (сменных) емкостях; - по адресу: г..Москва, Старая площадь, д. 2, станция "Китай-город", временное хранение твердых промышленных отходов I класса опасности (ртутьсодержащие лампы) осуществляется в помещении, а именно в мастерской 13Э в негерметичных оборотных (сменных) емкостях; по адресу: г..Москва, ул. Краснопрудная, д. 9А, электродепо "Северное", сбор и хранение металлической стружки осуществляется на открытой площадке (контейнер переполнен, металлическая стружка складируется рядом навалом без укрытия); в филиале ГУП "Московский метрополитен" "Специализированная автобаза" на территории электродепо "Северное" (г. Москва, ул.
Краснопрудная, д. 9А) контейнерная площадка, на которой установлены контейнеры, организована не должным образом, а именно контейнеры для бытовых отходов переполнены и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра, что является нарушением требований ст.ст. 11, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст.ст. 11, 14, 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ; п.п. 3.5, 3.6, 3.7, 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; п. 6 раздела I Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Минздравом СССР от 31.12.1966 N 658066; п. 3.1.15 Санитарных правил эксплуатации метрополитенов; п.п. 7, 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681.
Данные действия ГУП "Московский метрополитен" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N 8.2-ЮЛ от 18 мая 2018 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки N 01-03-00017 от 20 февраля 2018 года с приложениями; распоряжением о продлении срока проведения проверки N 01-03-0007 от 14 марта 2018 года; актом проверки N 01-03-00017 от 04 мая 2018 года; фотоматериалом; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ГУП "Московский метрополитен" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица о привлечении ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности, судебных актов каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, допущено не было.
Довод жалобы о том, что имеющиеся в деле фотографии являются недопустимым доказательством по делу, проверялся в ходе рассмотрения жалоб судом первой и второй инстанции и обоснованно был признан несостоятельным.
Оснований не согласиться с выводами должностных лиц и нижестоящих судебных инстанций не имеется. Доказательства того, что Предприятие, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 29.10 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ГУП "Московский метрополитен" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного (заместителя главного) государственного санитарного врача г. Москвы от 19 июня 2018 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" оставить без изменения, жалобу защитника Бочарова И.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.