Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Минчук Н.В. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N361 Басманного района города Москвы от 29 ноября 2018 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N361 Басманного района города Москвы от 29 ноября 2018 года Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Учреждение ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 14 марта 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалобу защитника Учреждения Минчука Н.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Учреждения Минчук Н.В. просит об отмене состоявшихся судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является бюджетным учреждением, предпринимательской деятельности не осуществляет; общежитие было передано по договору управления в октябре 2017 года, что не позволило включить расходы на ремонт в бюджет Учреждения на 2018 год; судебными инстанциями не учтено, что собственником общежития является ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, которое несет бремя содержания имущества, в связи с чем несет обязательства по проведению капитального ремонта; оценка доказательств произведена ненадлежащим образом; дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ и принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в подп. "а" п.3 которого указано, что соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, является одним из лицензионных требований.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ п ри управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее также - Правил) определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N1492 от 31.07.2017 и осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: *** на основании договора управления.
26 октября 2018 года в ходе проведения прокурорской проверки, исполнения требований законодательства при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в здании по адресу: ***, общежитие N4 выявлены следующие нарушения:
- местные разрушения ступеней входных групп в здание, кирпичной кладки, облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоя фасада здания (нарушение п.4.2.3.1, п.4.2.3.2 Правил);
- входные двери в общежитие не оборудованы плотными притворами самозакрывающими устройствами, ограничителями ходя дверей (нарушение п.4.8.12 Правил);
- шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами на лестничных клетках общежития, а также электромонтажные ниши открыты, неисправны (нарушение п.3.2.18 и п. 5.6.10 Правил);
- светильники эксплуатируются без защитной арматуры (колпаков), сгоревшие лампы не меняются, меры по предупреждению повреждений в электрической сети не принимаются, очистка от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках не осуществляется (нарушение 5.6.1, п.5.6.2, п.5.6.6 Правил и Приложений N1 и N2 к Правилам);
- покраска отопительных приборов и трубопроводов в местах общего пользования не производится, имеются незакрепленные трубопроводы и отопительные приборы, их надлежащее содержание не обеспечено (нарушение п.5.1.2, п.5.2.21 Правил);
- имеются многочисленные местные разрушения облицовки, штукатурки и окрасочного слоев стен, общее загрязнение поверхности стен надписями и пятнами, плесень на стенах и оконных откосах (нарушение п. 4.2.3.1, п.4.2.1.12, п.4.2.1.13 Правил);
- разрушение напольного и настенного плиточного покрытия (нарушение п.4.4.1, п.4.4.14 Правил);
- протечки сантехнических систем в местах общего пользования (нарушение п.4.6.1.1, п.5.8.3 Правил);
- разрушение напольного плиточного покрытия на лестничных площадках(нарушение п.4.8.5 Правил);
- практически на всех этажах общежития отмечается наличие грибкового поражения (предположительно плесень) в местах соединения потолочного перекрытия с наружными стенами здания (нарушение п.11.14 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
- уборка мест общего пользования (коридоров, лестничных клеток) производится некачественного и не регулярно (нарушение п.1.8, 3.2.7, 4.4.1, 5.8.7 Правил);
- обметание окон, подоконников, отопительных приборов и их мытье в местах общего пользования не проводится (нарушение п. 4.8.14 Правил);
- при осмотре пожарных шкафов, расположенных на лестничных клетках установлено: пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам, частично отсутствуют, ежегодная перекатка рукавов на новую скатку не производится, огнетушители без поверки, частично просрочены, частично отсутствуют (нарушение п.57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390 "О противопожарном режиме");
- при осмотре цоколя дома выявлены участки намокания, обрастания мхом, частичные разрушения штукатурного слоя, растрескивание (нарушение п.4.2.1.4, п.4.2.3.1 Правил);
- при осмотре мест общего пользования установлено, что отопительные приборы и стояки центрального отопления частично находятся в нерабочем состоянии (нарушение п.5.2.1 Правил).
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: постановлением врИО военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона; копией материалов проверки исполнения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ требований законодательства при оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства; актом осмотра общежития с приложением к нему фототаблицы; письменными объяснениями инженера по ремонту ДУ N24 ЖЭ (К)О N24 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ *** С.В.; лицензией на осуществление предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами; копией договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ от 02.10.2017 N3-УЖФ/ЗВО-1 с приложениями N1 и N2; иными материалами дела, оценка которых произведена всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда, с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств вины ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, а также о том, что заявитель является бюджетным учреждением, предпринимательскую деятельность не осуществляет, а равно о том что собственником жилого дома-общежития является ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, которое несет бремя содержания имущества, признаны несостоятельными.
Согласно ч.1 ст.9.2 ГК РФ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно ч.4 ст.9.2 ГК РФ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензии N1492 от 31.07.2017 (л.д. 37).
В соответствии с положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей осуществляет соответствующую деятельность (п.п.12,13,14 Устава).
Имущество Учреждения формируется за счет средств федерального бюджета и, в том числе, доходов получаемых от приносящей доход деятельности, иных источников и поступлений, в соответствии с законодательством РФ (п.19 Устава).
Требования и порядок обслуживания, ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда определены в п. 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170.
Предметом договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ от 02.10.2017 N3-УЖФ/ЗВО-1, заключенного между государственным заказчиком - Министерство обороны Российской Федерации, и Управляющей организацией - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, является выполнение работ и услуг по управлению жилищным фондом, выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договора найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (п. 2.1 Договора).
Согласно Приложению N1 к Договору управления, общежитие N *** по адресу: *** передано в управление ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (л.д. 39).
Из Акта приема-передачи многоквартирного дома, являющегося приложением N2 к Договору, усматривается о том, что общежитие, представляет собой 5-ти этажное здание 1989 года постройки, 78 квартир, степень износа по данным государственного технического учета 28%, указано состояние элементов общего имущества, в том числе технические подвалы, фундамент, стены и перегородки внутри подъездов и т.д. (л.д. 52-56).
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не было предпринято всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Ссылка в жалобе на неоднократные обращения в вышестоящие органы военного управления о предоставлении финансирования объективно ничем не подтверждены.
Приведенные заявителем доводы жалобы, аналогичны ранее приведенным, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении.
Срок давности и порядок привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов в части размера назначенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ ( ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ ( ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
С учетом обстоятельств совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ правонарушения, организационно-правовой формы юридического лица и источников финансирования его деятельности, административное наказание в виде штрафа в размере 250 000, 00 рублей, назначенного в предусмотренном санкцией ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, не соответствует последствиям совершенного административного правонарушения, материальному положению ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а также нарушение прав лиц, состоящих с Учреждением в трудовых отношениях, проживающих граждан в обслуживаемом жилищном фонде.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, постановление мирового судьи судебного участка N361 Басманного района города Москвы от 29 ноября 2018 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 125 000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N361 Басманного района города Москвы от 29 ноября 2018 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации изменить: снизить размер назначенного ему административного наказания до 125 000,00 ( сто двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N361 Басманного района города Москвы от 29 ноября 2018 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 14 марта 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника Учреждения Минчук Н.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.