Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Агеева В.Б., поданную в интересах общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 31 января 2019 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 31 января 2019 года общероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" (далее также Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
Решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Агеева В.Б. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Агеев В.Б, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Организации события вмененного административного правонарушения, полагая выданное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области предписание от 12 июля 2018 г. незаконным; Организация является собственником здания спального корпуса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 44:15:000000:435, в связи с чем право пользования на соответствующую часть земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования и эксплуатации Организация приобрела в силу закона, оформление которого не является обязательным; установленное в ходе проверки в действиях Организации использование земельного участка без правоустанавливающего документа не влечет административную ответственность, в связи с чем основания для составления акта и выдачи предписания у органа земельного надзора отсутствовали; неясность выданного Организации предписания; наличие решения Островского районного суда Костромской области от 12 апреля 2019 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 июля 2019 года, которым признаны незаконными акт проверки N 117 от 15 ноября 2018 года и предписание от 15 ноября 2018 года, содержащее аналогичные требования об оформлении земельно-правовых прав в отношении земельного участка; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области от 15 октября 2018 г. N 08-66-р должностным лицом указанного органа в отношении общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" (адрес местонахождения: г. Москва, бульвар Страстной, дом 10/34, корп. 1) 15 ноября 2018 года проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 12 июля 2018 г. об устранении нарушения земельного законодательства РФ, выразившегося в использовании Организацией земельного участка, общей площадью 710,8 кв.м кадастровый номер 44:15:000000:435, расположенного по адресу: Костромская область, Островский район, с. Щелыково, дом 35, относящегося к землям особо охраняемых территорий и объектов под здание спального корпуса с кадастровым номером 44:15:011501:72, собственником которого является Организация, без оформленных в установленном законом порядке документов, удостоверяющих право на землю.
В ходе проверки должностными лицами Управления Росреестра по Костромской области было установлено, что земельно-правовые отношения в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:15:000000:435, используемого под здание спального корпуса, не оформлены, в связи с чем требования предписания исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" к административной ответственности, предусмотренной ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Однако с принятыми по делу судебными актами нижестоящих судебных инстанций согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Установленная ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В силу ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 1 ст. 26 ЗК РФ).
В силу ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Как усматривается из материалов дела о бщероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" является собственником здания спального корпуса с кадастровым номером 44:15:011501:72, расположенного по адресу: Костромская область, Островский район, с. Щелыково, д. 35, на земельном участке с кадастровым номером 44:15:000000:290 и учетным номером части земельного участка 44:15:000000:435.
Названный земельный участок является собственностью Российской Федерации и предоставлен по договору постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный мемориальный и природный музей - заповедник А.Н. Островского "Щелыково". Указанный участок отнесен к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием историко-культурная деятельность.
12 июля 2018 года Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области выдано предписание об устранении Организацией нарушений требований ст. 26 ЗК РФ в срок до 01 ноября 2018 года.
Тем самым, исходя из содержания ст. 26 ЗК РФ, на Общероссийскую общественную организацию "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" фактически возложена обязанность осуществить регистрацию права на занимаемый находящимся в собственности зданием спального корпуса с кадастровым номером 44:15:011501:72, земельный участок.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов определен пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, согласно которому все прочно связанные с земельным участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В данном случае, здание спального корпуса возведено и оформлено в собственность Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" в соответствии с требованиями российского законодательства, что подтверждается выданным на него свидетельством о государственной регистрации права.
Названный объект недвижимости самовольным строением не признан; данных, свидетельствующих о том, что использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в данном случае Общероссийской общественной организацией "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" осуществляется при отсутствии воли собственника этого земельного участка, материалы дела не содержат.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе ( п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Исходя из содержания ч. 1 ст. 26 ЗК РФ безусловная обязанность пользователя земельным участком зарегистрировать это право не возложена.
Отсутствие у Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" оформленных договорных правоотношений с собственником земельного участка в части его использования, в частности на право аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, как это предложено Межрегиональным территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в письме от 28 августа 2018 г. N 18404-ЕК, не может расцениваться как нарушение земельного законодательства, так как понуждение к заключению договора противоречит принципу свободы договора, установленному ст. 421 ГК РФ.
Также необходимо учесть следующее.
Предписание было вынесено Управлением Росреестра по Костромской области в порядке осуществления государственного земельного надзора, который, как следует из п. 1 ст. 71 ЗК РФ, предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Федеральным законом от 08.03.2015 N 46-ФЗ, введенным в действие 20.03.2015 г, внесены изменения в диспозицию статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми действия по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю перестали носить противоправный характер.
Таким образом, указанные в предписании от 12 июля 2018 г. действия Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" по использованию земельного участка для размещения в силу закона здания очистных сооружений без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, не является нарушением земельного законодательства, административно-наказуемым деянием, а также не влечет иной ответственности.
Указанные выше обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о незаконности выданного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области предписания от 12 июля 2018 г, которым на Общероссийскую общественную организацию "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" возложена непредусмотренная законом обязанность оформить правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок площадью 710,8 кв.м с кадастровым номером 44:15:000000:435, расположенный по адресу: Костромская область, Островский район, с. Щелыково, д. 35.
Признание незаконным предписания, за неисполнение которого Общероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" привлечена к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в деянии Организации состава указанного административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 31 января 2019 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года, вынесенные в отношении Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии Организации состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу защитника Агеева Владислава Борисовича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 31 января 2019 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" отменить.
Производство делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.