Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М. , рассмотрев жалобу Зелинского Р.В. на вступивш и е в законную силу постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года гражданин Украины Зелинский Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с содержанием в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦВ СИГ ГУ МВД России по г. Москве).
Решением судьи Московского городского суда от 22 марта 2018 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Жданова О.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Зелинский Р.В. просит об изменении состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на необходимость применения положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
П роверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В силу ст.2 Закона о правовом положении иностранных граждан законно находящийся в Российской Федерации, иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено из материалов дела, 09 февраля 2018 года в 15 часов 50 минут по адресу: г.Москва, ул.Трофимова д.20, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по Южнопортовому району г.Москвы был выявлен гражданин Украины Зелинский Р.В, допустивший нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации, что является нарушением ст.ст.2,10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения и виновность Зелинского Р.В. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом полицейского ОВ ППСП ОМВД России по Южнопортовому району г.Москвы ; справкой о проверке по учетам МВД; выпиской из АС ЦБДУИГ ФМС России; анкетой на иностранного гражданина, утратившего в период пребывания на территории Российской Федерации документы, удостоверяющие личность; письменными объяснениями Зелинского Р.В, отобранными у него на досудебной стадии производства по делу уполномоченным должностным лицом, а также его устными показаниями, данными судье районного суда при рассмотрении дела; иными материалами дела.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно справке из АС ЦБДУИГ Зелинский Р.В, документированный национальным заграничным паспортом N*** действительным по 01.01.2010, прибыл на территорию Российской Федерации 07.01.2005, сведения о миграционной карте отсутствуют.
Как следует из письменных объяснений Зелинского Р.В. от 09.02.2018, полученных должностным лицом, а также его устных пояснений данных судье районного суда при рассмотрении дела, иностранный гражданин въехал на территорию Российской Федерации в целях трудоустройства, миграционную карту и паспорт потерял, за их восстановлением не обращался.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 года N413 "О миграционной карте", миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в России.
В соответствии с п.10 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года N413 "О миграционной карте", миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации.
Событие административного правонарушения выявлено 09.02.2018, в то время как данных о наличии у Зелинского Р.В. миграционной карты, сведений о постановке на миграционный учет по месту пребывания на момент выявления сотрудниками ОМВД России по Южнопортовому району г.Москвы, о наличии у него иных законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, в материалах дела не имеется и к настоящей жалобе не приложено.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Зелинского Р.В. в его совершении.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Зелинского Р.В. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в соответствии с п.2 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ.
Не оспаривая событие административного правонарушения и вину в его совершении, Зелинский Р.В. просит изменить назначенное ему наказание, применить положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года).
Данный довод заявителя заслуживает внимания.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как усматривается из документов, приложенных к жалобе, N*** у N*** Е.В. родилась дочь N*** А.Р, приобретшая гражданство Российской Федерации N*** на основании п. "а" ч.1 ст.12 ФЗ N62 от 31.05.2002. Отцовство Зелинского Р.В. в отношении N*** А.Р. установлено N***.
Брак между Зелинским Р.В, гражданином Украины, и N*** Е.В, гражданкой Российской Федерации, зарегистрирован 21.08.2018 N***, на территории Украины. Зелинскому Р.В. после заключения брака присвоена фамилия N***.
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Зелинского Р.В. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначенное административное выдворение Зелинскому Р.В. за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В то же время, в рассматриваемом случае гражданин Украины Зелинский Р.В. нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, находясь в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Данные обстоятельства установлены должностными лицами ОМВД России по Южнопортовому району г.Москвы, судебными инстанциями и не отрицались Зелинским Р.В. в ходе производства по данному делу.
Вместе с тем при вынесении постановления судьей районного суда в вину Зелинскому Р.В. вменено нарушение режима пребывания в Российской Федерации выразившееся в отсутствии у него при себе документов (паспорта и миграционной карты). При таких обстоятельствах состав вменяемого Зелинскому Р.В. деяния подлежит уточнению: вместо указания в обжалуемом судебном акте на отсутствие при себе у названного лица документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, следует указать на нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Данное обстоятельство не было устранено судьей Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Зелинского Р.В. изменить:
- и сключ ить из них указание на назначение Зелинскому Р.В. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации ;
- вместо указания в названном акте в качестве объективной стороны административного правонарушения на отсутствие при себе у Зелинского Р.В. документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, указать на нарушение названным лицом режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 22 марта 2018 года оставить без изменения, жалобу Зелинского Р.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.