Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Труновой Е.П., поступившую в Московский городской суд 18.09.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01.04.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.07.2019 г. по гражданскому делу по иску Труновой Е.П. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Трунова Е.П. обратилась в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к ДГИ г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что Трунова Е.П. с * года проживала в г. * Брянской области, который с 21.10.2015 года отнесен к зоне отселения в соответствии Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах-зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С 19.02.2018 г. истец и ее сын *. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: *, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, при этом иного жилья в собственности не имеют, нанимателями жилого помещения по договору социального найма не являются. 01.12.2018 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 25.01.2019г. N * истцу было отказано в постановке на учет. С данным отказом истец не согласна, полагает его незаконным и нарушающим ее право как лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, и имеющего право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 01.04.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.07.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01.04.2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся судебных актов и вынесении нового решения по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.387 ГПК РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, статьями 14 (п. 2 ч. 1), 15 (п. 1 ч. 1), 16 (ч. 2), 17 (п. 7), 22 (ч. 1) Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок рассмотрения вопросов о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях определен административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (далее - Регламент).
Какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий применяются положения Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечения права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Судами установлено, что Трунова Е.П. является лицом, добровольно выехавшим из зоны отселения с правом на отселение из населенного пункта г. * Брянской области, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается бессрочным и действующим на всей территории РФ удостоверением, выданным 15.10.2018г. Управлением социальной защиты населения * г. Москвы, серия *.
Согласно выписке из домовой книги Трунова Е.П. и ее сын *. с 19.02.2018 г. зарегистрированы по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: ***.
01.12.2018 г. Трунова Е.П. обратилась в ДГИ г. Москвы по вопросу участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Обращаясь в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о постановке на жилищный учет, Трунова В.Н. представила документы о том, что проживает в квартире по адресу: ***, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, заключенного с собственниками квартиры. При этом в качестве члена семьи собственников жилого помещения истец в квартиру не вселялась, иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в отношении которых она обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, истец не имеет.
Уведомлением Департамента от 25.01.2019г. N * истцу было отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку не выполнены все условия, указанные в ст. 7 Закона N 29, а именно - отсутствует регистрация в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет (регистрация по месту жительства в городе Москве истца и членов его семьи с 2018 года) и совершены действия, ухудшающие жилищные условия; не имеется основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях - размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи истца составляет больше учетной нормы - 13,29 кв. м.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря незаконность отказа в части обеспеченности Труновой Е.П. жилой площадью более учетной нормы, установленной в г. Москве и рассчитанной на долю истца исходя из общей площади жилого помещения по адресу: ***, поделенной на всех проживающих в жилом помещении лиц как членов одной семьи, Труновой Е.П. отказано в постановке на учет нуждающихся, в том числе в связи с проживанием в г. Москве менее 10 лет, что является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет, при этом доказательств обратного истцом не предоставлено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласился, как с правильными, мотивированными, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми, поскольку реализация права, предоставленного п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включение истца в подпрограмму целевой программы обеспечения жильем, возможны лишь при наличии общих оснований для принятия на жилищный учет в г. Москве, в то время как в данном случае такие основания отсутствуют ввиду того, что заявитель проживает на территории г. Москвы менее 10 лет.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм закона, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений, направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, были предметом подробного изучения судов, им дана надлежащая оценка, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Труновой Е.П. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01.04.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.07.2019 г. по гражданскому делу по иску Труновой Е.П. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.