Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Савко С.В., поступившую в Московский городской суд 16 сентября 2019 года, на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2019 года по административному исковому заявлению Савко Сергея Вячеславовича к Военному комиссариату г. Москвы, Объединенному военному комиссариату г. Москвы по Бутовскому району ЮЗАО, Призывной комиссии г. Москвы, председателю военно-врачебной комиссии г. Москвы Пономареву Д.С., врачу Тузовой С.В., о признании незаконными решений, действий и бездействия Призывной комиссии г. Москвы и их отмене, о признании незаконным бездействия Призывной комиссии г. Москвы, обязании Призывной комиссии г. Москвы об устранении допущенных нарушений и утверждении решения призывной комиссии Военного комиссариата по Бутовскому району г. Москвы о категории годности к военной службе, освобождении от призыва и зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации, о признании незаконными действий и бездействия Объединенного военного комиссариата Бутовского района ЮЗАО г. Москвы, о признании незаконными действий председателя военно-врачебной комиссии г. Москвы Пономарева Д.С., о признании незаконными действий Тузовой С.В.,
установил:
Савко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату г. Москвы, Объединенному военному комиссариату г. Москвы по Бутовскому району ЮЗАО, призывной комиссии г. Москвы, председателю военно-врачебной комиссии г. Москвы Пономареву Д.С, врачу Тузовой С.В. о признании незаконными решений, действий и бездействия призывной комиссии г.Москвы и их отмене, о признании незаконным бездействия призывной комиссии г. Москвы, обязании призывной комиссии г. Москвы об устранении допущенных нарушений и утверждении решения призывной комиссии Военного комиссариата по Бутовскому району г. Москвы о категории годности к военной службе, освобождении от призыва и зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации, о признании незаконными действий и бездействия Объединенного военного комиссариата Бутовского района ЮЗАО г.Москвы, о признании незаконными действий председателя военно-врачебной комиссии г.Москвы Пономарева Д.С, о признании незаконными действий Тузовой С.В, ссылаясь на то, что правовые основания для его вызова на контрольное медицинское освидетельствование и неутверждения решения призывной комиссии Военного комиссариата по Бутовскому району г. Москвы, отсутствуют.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие
право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссии субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно абзацу 24 пункта 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Минобороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): а) принимает решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья.
Судом установлено, что 26.10.2015 Савко С.В. встал на воинский учет в ОВК г. Москвы по Бутовскому району ЮЗАО.
27.10.2015 Савко С.В. прибыл в ОВК г. Москвы по Бутовскому району ЮЗАО на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, представив амбулаторную карту ГБУЗ "ГП N 202 ДЗМ", выписной эпикриз, выданный ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ", о прохождении стационарного лечения в данном учреждении с 14.10.2015 по 19.10.2015, где был указан диагноз - бронхиальная астма атопическая форма средней тяжести, контролируемая, сопутствующий диагноз: конъюнктивит фаза ремиссии, сен-сибилизация к бытовым, пыльцевым аллергенам, перекрестная пищевая аллергия.
23.11.2015 Савко С.В. явился за направлением врача-терапевта медицинской ко-миссии, в соответствии с ним решением призывной комиссии района Южное Бутово г. Москвы от 03.12.2015 был направлен на дополнительное стационарное обследование с названным выше диагнозом.
В период с 04.12.2015 по 11.12.2015 Савко С.В. проходил стационарное обследование в ГКБ N 24.
Согласно выданному ГКБ N 24 акту исследования состояния здоровья N 23 от 11.12.2015 г. у Савко С.В. диагностированы: бронхиальная астма атопическая форма средней тяжести, контролируемая дыхательная недостаточность первой степени, аллергический ринит, конъюнктивит вне обострения, бытовая, пыльцовая, сорных трав, эпидермальная аллергия, перекрестная пищевая, лекарственная аллергия, что согласно ст. 23б Постановления Правительства РФ N 565 от 04.07.2013 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" соответствует категории годности В - ограниченно годен к военной службе.
Решением Призывной комиссии района Южное Бутово г. Москвы от 24.12.2015 г. Савко С.В. освобожден от призыва на военную службу.
24.12.2015 личное дело Савко С.В. доставлено на утверждение на призывную комиссию г. Москвы, которой 29.12.2015 принято решение о вызове Савко С.В. на контрольное медицинское освидетельствование на 31.12.2015.
Савко С.В. на контрольное медицинское освидетельствование не явился, в связи с чем решение призывной комиссии утверждено не было.
05.04.2016 призывной комиссией г. Москвы назначено повторное контрольное медицинское освидетельствование, в адрес Савко С.В. направлено соответствующее письмо и повестка, письмо не было получено адресатом и возвращено отправителю за истечением срока хранения.
Призывник на повторное контрольное медицинское освидетельствование не явился, на заседание прибыла его представитель по доверенности Савко Е.А.
24.05.2016 также назначено контрольное медицинское освидетельствование, в адрес Савко С.В. направлялась повестка, которая возвращена отправителю за истечением срока хранения.
В связи с обжалованием Савко С.В. действий и решений ВК в судебном порядке, мероприятия, связанные с его призывом были приостановлены, решение от 24.12.2015 не отменено и не утверждено до настоящего времени.
Обращаясь в суд, представитель Савко С.В. - Савко Е.А. указала на бездействие административных ответчиков, выразившееся в отказе утвердить решение призывной комиссии по Бутовскому району ЮЗАО г. Москвы.
Согласно позиции административных ответчиков, в связи с неявкой призывника на контрольное освидетельствование, окончательное решение о его годности к военной службе не принято, необходимо прибыть на медицинское освидетельствование и представить медицинские документы.
Разрешая требования Савко С.В, суд, руководствуясь положениями Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400, исходил из того, что истец не явился по вызову призывной комиссии г. Москвы для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, в связи с чем у призывной комиссии субъекта отсутствовали основания для утверждения решения нижестоящей призывной комиссии, оснований для признания незаконным указанных действий (бездействия) не имеется.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, одновременно указав на то, что призывная комиссия вправе проверять диагноз установленный призывнику, устанавливать наличие у призывника заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, назначать контрольное медицинское освидетельствование. Савко С.В. не явился на контрольное медицинское освидетельствование, в связи с чем призывная комиссия лишена возможности принять решение по существу.
Согласно представленным доказательствам, в том числе личному делу призывника, Савко С.В. неоднократно вызывался для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, однако данных, подтверждающих явку призывника, в деле не имеется.
Позиция заявителя о том, что представленных медицинских документов достаточно для утверждения принятого нижестоящей медицинской комиссией решения, без проведения очного освидетельствования, ничем объективно не подтверждена.
Выводы судебных инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Савко С.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.