Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Мосводоканал" по доверенности *** О.С. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 26 января 2018 г. N ***, решение судьи Троицкого районного суда Москвы от 18 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО "Мосводоканал",
УСТАНОВИЛ:
В период октябрь-декабрь 2017 должностными лицами Департамента Росприроднадзора по ЦФО была проведена плановая выездная проверка соблюдения АО "Мосводоканал" требований экологического законодательства по адресам нахождения очистных сооружений, эксплуатируемых Обществом.
По результатам указанной проверки в отношении АО "Мосводоканал" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 26 января 2018 г. N*** АО "Мосводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа размере 70 000 (семьдесят тысяч рублей).
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, защитник АО "Мосводоканал" подал жалобу в суд.
Решением судьи Троицкого районного суда Москвы от 18 июня 2018 года вышеуказанное постановление должностного лица было оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник АО "Мосводоканал" по доверенности Яшина-Науменко О.С. подала жалобу в Московский городской суд, в которой просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность по доводам жалобы, а производство по делу прекратить.
Защитник АО "Мосводоканал" *** А.В. в судебном заседании Московского городского суда доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дел об административном правонарушении, изучив административные материалы, выслушав объяснения защитника, не усматриваю оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, осуществление водопользования с нарушением, установленных для такого пользования условий.
Статья 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года (ред. от 29.07.2017) определяет водопользователя как физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; дренажные воды - как воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11-23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 этой статьи.
Статья 22 Водного кодекса РФ закрепляет, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования (часть 1). Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод (часть 3).
В силу ч. 6 ст.23 Водного кодекса РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В силу ч.5 ст.2 Водного кодекса РФ уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Закрепленное п.10 приложения 1 к Типовой форме условие использования водного объекта или его части для сброса сточных вод о том, что максимальное содержание загрязняющих веществ в этих водах не должно превышать соответствующих значений, определяемых исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты, не противоречит нормам большей юридической силы.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Часть 6 ст.56 Водного кодекса РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, и судьей, по итогам проведенной плановой выездной проверки юридического лица АО "Мосводоканал" на основании приказов от **** в 16 час. 00 мин. установлено что по адресу: ***, АО "Мосводоканал" осуществляет пользование водным объектом - р. ***, сброс сточных вод, с нарушением условий водопользования, установленных пп.10 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование N *** от 05 июня 2015 года.
В ходе проверки был произведен отбор проб очищенных сточных вод, сбрасываемых АО "Мосводоканал" в р.*** для исследования на содержание загрязняющих компонентов, установленных требованиями в сфере охраны окружающей среды.
В результате проверки сотрудниками Росприроднадзора был установлен факт превышения Обществом допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в вышеуказанный водный объект.
По данному факту в отношении АО "Мосводоканал" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за пользование водным объектом с нарушением условий отраженных в вышеуказанном Решении о предоставлении водного объекта в пользование.
Факт совершения АО "Мосводоканал" административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: приказом N *** о проведении плановой, выездной проверки от 10 октября 2017 года; актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальным органом) соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N *** от 15 декабря 2017 года; решением о предоставлении водного объекта в пользование; протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 14 ноября 2017 года, 21 ноября 2017 года, 28 ноября 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 24 января 2018 года и иными материалами дела.
Данные доказательства являются достоверными и допустимыми, никаких сомнений не вызывают, поскольку получены в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Из материалов дела следует, что обстоятельства административного правонарушения рассматривались с учетом представленных доказательств, изложенных выше, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности, которых оснований не имеется и поэтому они обоснованно приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления.
Объектом данного правонарушения являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности водопользования). Правонарушение, предусмотренное ст.7.6 КоАП РФ, входит в главу "Административные правонарушения в области охраны собственности", целью которой является защита прав собственников, владельцев, водопользователей.
В рассматриваемом деле установлен факт, что Обществом нарушены условия, отраженные в Решении о предоставлении водного объекта в пользование, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.
АО "Мосводоканал" имело возможность для исполнения требований водного законодательства, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.
Доводы жалобы о том, что постановление должностного лица и решение Троицкого районного суда Москвы являются незаконными, поскольку не учитывают право АО "Мосводоканал" осуществлять сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций загрязняющих веществ в разрешении на сброс загрязняющих веществ с лимитами на сбросы от 07 марта 2017 года N 404161-2017; допустимые концентрации сбросов загрязняющих веществ в разрешении на сброс загрязняющих веществ с лимитами на сбросы превышают информацию о допустимых концентрациях в п.п.10 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование, не опровергают выводы должностного лица и судьи о пользовании АО "Мосводоканал" указанным водным объектом с нарушением условий, отраженных в вышеназванном Решении о предоставлении водного объекта в пользование и поэтому не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, согласно анализу имеющихся в деле протоколов результатов измерений загрязняющих веществ, в сточных водах при сбросе в р.*** имеются нарушения условий как решения о предоставлении водного объекта в пользовании от 05 июня 2015 года N****, так и разрешения на сбросы загрязняющих веществ, выразившееся в превышении загрязняющих веществ (по нитритам и железу).
Другие доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.4 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.7.6 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, проверил дело в соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 26 января 2018 г. N *** и решение судьи Троицкого районного суда Москвы от 18 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал" оставить без изменения, а жалобу защитника АО "Мосводоканал" *** О.С. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.