В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О порядке ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", внесенный председателем Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов А.В.Назаровым. В предложенном проекте закона частично учтены ранее данные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти замечания и предложения.
Принципиально поддерживая вышеуказанный проект, Правительство Российской Федерации отмечает, что отдельные его статьи нуждаются в доработке с учетом действующего законодательства и прилагаемых поправок.
Приложение: на 4 л.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации |
В.Густов |
Поправки
к проекту федерального закона "О порядке ликвидации населенных
пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Концепция законопроекта соответствует стратегической экономической политике Российской Федерации и представляет собой один из основополагающих правовых актов, направленных на безусловную реализацию конституционных прав граждан в решении вопросов жизнеобеспечения лиц, проживающих в закрываемых населенных пунктах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1. Принимая во внимание кризисную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, целесообразно изменить название закона, изложив его в редакции: "О населенных пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ликвидируемых вследствие прекращения деятельности предприятий и организаций".
2. В абзаце 7 статьи 2 следует указать основные источники финансирования.
Редакция абзаца 8 указанной статьи недостаточно ясно сформулирована Следует уточнить, что означают и к кому относятся слова "предоставление гарантий и компенсаций только на добровольной основе".
3. Статья 4. В пункте 1 этой статьи в качестве одного из обоснований для ликвидации населенного пункта предусматривается "экономическая нерентабельность (банкротство) деятельности одного или нескольких предприятий, расположенных в населенном пункте и составляющих основу его инфраструктуры". Вместе с тем, понятие экономической нерентабельности предприятия не равнозначно понятию банкротства. В Законе Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Кроме того, действующее законодательство не содержит понятия "экономическая нерентабельность".
В связи с этим редакция пункта требует уточнения.
В пункте 2 статьи необходимо указать, в каких именно "исключительных случаях", не предусмотренных данным законопроектом может производиться ликвидация населенных пунктов.
Дополнить статью пунктом следующего содержания:
"Правительству Российской Федерации определять долю участия соответствующих бюджетов и собственников акционерных обществ (предприятий) в расходах, связанных с ликвидацией населенного пункта".
4. Статья 5. Принимая во внимание то обстоятельство, что населенные пункты находятся в введении администраций северных территорий, пункт 1 статьи целесообразно записать в следующей редакции: "Решение о ликвидации населенного пункта, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, принимается Правительством Российской Федерации по представлению и (или) по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации", далее по тексту.
Пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Со дня обращения в Правительство Российской Федерации органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу ликвидации населенного пункта прекращается (запрещается) регистрация граждан по месту жительства и прием на работу на предприятия и организации, расположенные в данном населенном пункте".
5. Статья 6. В абзаце 5 пункта 1 после слов "распределение финансовых средств" записать слова "и материально-технических ресурсов", далее по тексту.
6. Статья 7. Принимая во внимание, что в Российской Федерации имеются различные формы собственности, абзац 1 пункта 2 следует дополнить словами "а также структур, имеющих на правах собственности предприятия, объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы и другое недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта".
Абзац б пункта 3 продолжить словами "и финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в других районах Российской Федерации".
7. Статья 10. Дополнить положением, предоставляющим лицам, выезжающим из ликвидируемых населенных пунктов на постоянное место жительства в другие регионы Российской Федерации статус вынужденных переселенцев, с распространением на них соответствующих льгот, предусмотренных для этой категории граждан законодательством Российской Федерации.
Абзац 6 статьи следует изложить в редакции: "Бесплатное предоставление земельного участка по новому месту жительства для индивидуального жилищного строительства осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 135".
8. Статью 11. Озаглавить: "Компенсация стоимости жилого помещения и расходов по строительству и приобретению жилья по новому месту жительства".
Учитывая реальное положение на рынке кредитных ресурсов, в пункте 2 слово "беспроцентная" заменить на слово "льготная".
При доработке законопроекта следует учесть, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (к пункту 1 статьи 11 проекта).
9. Статья 12. В целях избежания возможных нарушений положений гражданского законодательства Российской Федерации о полном возмещении потерь собственника следует уточнить критерии, по которым компенсируется стоимость недвижимого имущества - инвентаризационной стоимости или рыночной оценке.
10. Статья 14. Следует учесть, что в Положении о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. N 5132-1, Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Положении о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, установлены исчерпывающие перечни мероприятий, на которые расходуются средства этих фондов. Указанные Положения не предусматривают, что компенсации расходов на обустройство гражданам, указанным в абзацах 3, 4 и 5 пункта 1 статьи 14 рассматриваемого проекта, выплачиваются за счет средств вышеназванных фондов. В связи с этим статью 14 следует согласовать с указанными организациями.
11. Статья 15. В целях четкой регламентации порядка предоставления гражданам компенсаций представляется необходимым статью дополнить пунктом следующего содержания: "Выплата компенсаций, предусмотренных статьями 11, 12 и 14 настоящего федерального закона, носит разовый характер и осуществляется до переезда на новое место жительства".
12. Статья 16. Она дублирует содержание абзаца 6 статьи 10, в связи с этим может быть исключена из проекта закона.
13. Статья 17. Пункты 2 и 3 целесообразно объединить и изложить в следующей редакции: "Лица, высвобождаемые с предприятий, учреждений и организаций, расположенных в ликвидируемом населенном пункте, переселившиеся в другие регионы Российской Федерации, в случае невозможности их самостоятельного трудоустройства на новом месте жительства, принимаются на учет соответствующими федеральными органами исполнительной власти с предоставлением им льгот, предусмотренных Законами Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
14. Статья 19. Федеральный бюджет 1999 г. формируется в условиях крайне жестких финансовых ограничений и по этой причине многие важные социальные проблемы не нашли в нем своего отражения и решения. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 г. N 438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины" установлено, что предложения федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об увеличении расходов, предоставлении льгот или других мерах, ведущих к сокращению доходов федерального бюджета и увеличение его дефицита, вносятся в Правительство Российской Федерации только с указанием источников дополнительных поступлений и (или) предложений по сокращению конкретных статей расходов федерального бюджета.
Учитывая это, представляется обоснованным записать пункт 1 в редакции: "Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2000 года".
15. Кроме того, по проекту имеются и другие замечания, в частности, в пункте 1 статьи 11 законопроекта слова "Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике", целесообразно заменить словами "соответствующим федеральным органом исполнительной власти". Аналогичное замечание относится также к пунктам 2 и 3 статьи 17 проекта.
Заместитель Руководителя
Аппарата Правительства
Российской Федерации |
А.Прокопьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 26 января 1999 г. N 360п-П11 "О проекте федерального закона "О порядке ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Текст письма официально опубликован не был