Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Пичко С.Н,
с участием представителя Администрации г.Элиста Тельмджиева А.А,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Администрации г.Элиста Тельмджиева А.А. на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1 от 30 июля 2019 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 сентября 2019 года (12-231/2019) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Элисты,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1 от 30 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 сентября 2019 года, Администрация г. Элисты признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, представитель Администрации г. Элисты Тельмджиев А.А. просит отменить постановление о наложении штрафа и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Администрация г.Элисты надлежащим образом подтвердила, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне их контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона "Об исполнительном производстве". Действия должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исключают вину должника в совершении правонарушения. Оснований для привлечения Администрации г. Элисты к административной ответственности не имелось.
В возражении на жалобу заместитель начальника отдела - старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1 просит решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу Администрации г. Элисты - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации г.Элисты Тельмджиев А.А. доводы жалобы поддержал. В дополнении к апелляционной жалобе указал, что днем совершения и обнаружения административного правонарушения является 25 февраля 2015 года (19 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем был установлен новый пятидневный срок для исполнения требования). Срок давности привлечения Администрации г. Элисты к административной ответственности истек 25 марта 2015 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения лица, участвующего в рассмотрении дела, обозрев материалы исполнительного производства N "Данные изъяты" и дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Как усматривается из материалов дела, Администрация г.Элисты Республики Калмыкия привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе ВС N "Данные изъяты", выданном Элистинским городским судом Республики Калмыкия 9 июня 2014 года, требования об обязании Администрации г. Элисты предоставить законному представителю несовершеннолетней ФИО2 (инвалида детства) ФИО3 жилое помещение по договору социального найма вне очереди, общей площадью 33 кв.м, с учетом права инвалида на дополнительную площадь, в срок до 24 июля 2019 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Факт совершения Администрацией г. Элисты административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением от 16 июня 2014 года о возбуждении исполнительного производства N "Данные изъяты" в отношении Администрации г. Элисты; исполнительным листом серии ВС N "Данные изъяты", выданным Элистинским городским судом Республики Калмыкия 9 июня 2014 года по делу N "Данные изъяты"; требованиями судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда от 22 сентября 2014 года, 18 июля 2016 года, 6 июня 2017 года, 14 декабря 2017 года, 6 февраля 2018 года, 24 октября 2018 года, 16 июля 2019 года; предупреждениями о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда от 26 сентября 2014 года, 22 мая 2015 года, 18 июля 2016 года, 26 мая 2017 года, 6 июня 2017 года, 5 июля 2017 года, 14 декабря 2017 года, 5 февраля 2018 года, 13 марта 2018 года,16 июля 2019 года; постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 19 февраля 2015 года; протоколом об административном правонарушении N 184 от 26 июля 2019 года и другими представленными в материалы дела доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, Администрацией г. Элисты не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 19 февраля 2015 года как незаконного не имеется. Освобождение решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2018 года от уплаты исполнительского сбора не является основанием для освобождения администрации от административной ответственности, установленной указанной нормой.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией г. Элисты не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), направленные на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 19 февраля 2015 года, и соблюдение норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия Администрации г. Элисты квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Вопреки доводам жалобы обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено. Приведенные в жалобе обстоятельства лишь отражают сложившуюся с исполнением судебных решений ситуацию и не свидетельствуют о принятии Администрацией г. Элисты всех необходимых мер для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Возложенная на орган местного самоуправления обязанность по внеочередному предоставлению инвалиду с детства ФИО2 жилого помещения по договору социального найма не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Ссылка на острый дефицит местного бюджета не может быть принята во внимание, поскольку вопросы формирования доходной и расходной частей бюджета относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения должностным лицом постановления истек, несостоятельны.
Как следует из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия от 16 июня 2014 г. исполнительному производству N "Данные изъяты" Администрацией г. Элисты не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования в срок, установленный для добровольного исполнения.
19 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия было вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Элисты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Требованием от 16 июля 2019 года N "Данные изъяты" Администрации г. Элисты установлен новый срок для исполнения - в 5-дневный срок со дня поступления данного требования, которое поступило в адрес администрации 17 июля 2019 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве составляет один год.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения требования от 16 июля 2019г. N "Данные изъяты" установлен 24 июля 2019года.
Следовательно, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) исчисляется с 25 июля 2019 года и на момент вынесения постановления не истек.
Таким образом, постановление о привлечении Администрации г.Элисты к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Несогласие заявителя с выводами судьи, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, со ссылкой на судебную практику по другим делам, принятым по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору, основаны на ошибочном толковании норм закона и выводов судьи не опровергают.
Административное наказание назначено Администрации г.Элисты в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1 от 30 июля 2019 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г.Элисты оставить без изменения, жалобу представителя Администрации г.Элиста Тельмджиева А.А. - без удовлетворения.
Судья Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.