Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца - Соколова В.С. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления представителя Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения "Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко" Министерства обороны Российской Федерации (далее - военное училище) о привлечении капитана Кагаова Шамиля Айбаровича к материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
представитель военного училища обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Кагаова Ш.А. 40665 рублей 95 копеек в счет возмещения материального ущерба, причиненного в результате выплаты 8 военнослужащим Арабской Республики Египет денежного довольствия, в то время как право на выплату денежного довольствия за счет средств Министерства обороны Российской Федерации они не имели. В обоснование иска указано, что при подготовке проекта приказа начальника военного училища о выплате иностранным военнослужащим денежного довольствия ответчик ненадлежащим образом отнесся к исполнению своих должностных обязанностей, в результате чего выплата им денежного довольствия была произведена необоснованно.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и указывает, что ввиду безответственного отношения ответчика к составлению проекта приказа начальника военного училища военнослужащим Арабской Республики Египет необоснованно выплачивалось денежное довольствие за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, право на которое они не имели. Поэтому Кагаов Ш.А. должен возместить причиненный военному училищу ущерб.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2014 года Министерство обороны Российской Федерации и Министерство обороны Арабской Республики Египет заключили контракт N 173/3/818-1 о приеме на обучение военнослужащих Арабской Республики Египет в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 статьи 1 указанного контракта при обучении военнослужащих Арабской Республики Египет на льготной основе содержание таких военнослужащих осуществляется за счет направляющей стороны.
На основании дополнения N 2 от 10 сентября 2015 года к названному контракту военное училище на льготной основе приняло на обучение в 2016 году 8 военнослужащих Арабской Республики Египет.
Приказом начальника военного училища от 20 мая 2016 года N 337 указанные военнослужащие зачислены на офицерские курсы повышения квалификации и назначены на воинские должности слушателей с выплатой денежного довольствия согласно контракту от 26 июня 2014 года N 173/3/818-1.
Из расчетно-платежной ведомости от 27 июня 2016 года N 170 за май и июнь 2016 года следует, что 8 военнослужащим Арабской Республики Египет начислено и выдано денежное довольствие на общую сумму, за вычетом НДФЛ, 244847 рублей 86 копеек.
В соответствии с актом выездной аудиторской проверки военного училища от 25 марта 2019 года N 299/2019-А/2 в ходе ее проведения выявлен факт неположенной выплаты 8 военнослужащим Арабской Республики Египет денежного довольствия на сумму 244847 рублей 86 копеек.
Из рапорта начальника 21 кафедры (технической защиты информации) военного училища следует, что по результатам проведенного им административного расследования установлена вина Кагаова Ш.А. в причинении военному училищу указанного материального ущерба.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимается, в частности, излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Согласно пункту 3 статьи 4 указанного Федерального закона командиры (начальники) не принявшие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, несут материальную ответственность в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Из изложенного следует, что основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности являются его виновные действия (бездействие), в результате которых воинской части был причинен реальный ущерб.
В силу статьи 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
Из анализа приведенных выше норм следует, что материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, несут непосредственно командиры (начальники) воинских частей, обладающие всей полнотой власти в отношении подчиненных военнослужащих, имеющие право издания приказов об установлении им выплат.
Поскольку Кагаов Ш.А. приказы о выплате денежного довольствия военнослужащим Арабской Республики Египет не издавал и таких полномочий не имел, а готовил лишь проект приказа, то его вина в причинении материального ущерба военному училищу отсутствует.
В связи с изложенным довод представителя истца о причинении ответчиком материального ущерба своими действиями, выразившимися в безответственном отношении к составлению проекта приказа начальника военного училища о выплате иностранным военнослужащим денежного довольствия, является необоснованным.
Следовательно, гарнизонный военный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 года по исковому заявлению представителя Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения "Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко" Министерства обороны Российской Федерации о привлечении Кагаова Шамиля Айбаровича к материальной ответственности оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.