Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца и его представителя - Злобина С.М. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника Власенко Алексея Николаевича о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с отказом в предоставлении истцу сведений, подтверждающих его право на дополнительную площадь жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы с дополнениями и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Власенко А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с отказом в предоставлении ему сведений о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения как у командира воинской части, обязать указанное должностное лицо выдать ему справку установленного образца, подтверждающую наличие у него такого права.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец и его представитель просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что должность начальника N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - военное представительство), которую занимает Власенко А.Н, по своим функциональным обязанностям тождественна должности командира воинской части. Истец на правах единоначалия имеет право издавать приказы, касающиеся функционирования военного представительства как воинской части. Поэтому вывод суда о том, что истец не вправе претендовать на социальные гарантии, предусмотренные пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", следует признать ошибочным и противоречащим имеющимся в деле доказательствам.
Автор жалобы считает, что заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации не является надлежащим должностным лицом, уполномоченным давать разъяснения по вопросу относимости военных представительств к организациям Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.
По мнению подателей жалобы, судом не дана правовая оценка допущенному командиром войсковой части N нарушению срока рассмотрения обращения.
В дополнениях к апелляционной жалобе Власенко А.Н. указывает, что в пункте 1 Порядка списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2013 года N 222, под воинскими частями поименованы военные представительства, что отражено в сообщении заместителя директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации от 24 сентября 2015 года.
В письменных возражениях представитель командира войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и возражениях на нее доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта жалоба с дополнениями не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Власенко А.Н. проходит военную службу на должности начальника военного представительства.
С 25 февраля 2016 года Власенко А.Н. составом семьи три человека (он, супруга и дочь) состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения - жилищная субсидия.
30 мая 2019 года Власенко А.Н. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил выдать ему документ, подтверждающий его право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
В сообщении от 22 июля 2019 года N 251/8/6206 командиром войсковой части N Власенко А.Н. отказано в реализации указанного рапорта, поскольку военные представительства не являются воинскими частями, а отнесены к организациям.
Согласно пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" командир воинской части при предоставлении ему жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
По смыслу статьи 11 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ, в которой определен общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, воинские части и организации являются отдельными составными частями.
В пункте 1 Порядка присвоения, применения и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, кораблей и судов Военно-Морского Флота, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 августа 2010 года N *25, отдельно раскрыты понятия воинской части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, которые тождественными не являются.
При этом в примечании к данному пункту указано, что под воинской частью понимается организационно самостоятельная, административно-хозяйственная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, содержащаяся по штату, утвержденному в установленном Министерством обороны Российской Федерации порядке, при этом к воинским частям относятся: все полки независимо от их подчиненности (им равные и выше); корабли 1, 2 и 3 ранга, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи и им равные); отдельные роты, не входящие в состав батальонов (дивизионов, эскадрилий и им равных) и полков (им равных и выше). В свою очередь под организациями Вооруженных Сил Российской Федерации понимаются предприятия, учреждения и организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из сообщения заместителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 30 июля 2019 года N 314/3/2892 следует, что военные представительства Министерства обороны Российской Федерации относятся к организациям Вооруженных Сил Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что возглавляемое Власенко А.Н. военное представительство не относится к категории "воинская часть", а должность "начальник военного представительства" нельзя считать должностью "командир воинской части". В связи с этим истец не может претендовать на социальные гарантии, предоставляемые пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" командиру воинской части.
То обстоятельство, что должностные обязанности Власенко А.Н схожи с обязанностями командира, указанными в статьях 75, 76 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, не свидетельствует о том, что он фактически занимает должность командира воинской части, поскольку в указанных нормах эти обязанности закреплены для командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля) и являются общими обязанностями для командиров и начальников Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ссылку истца в жалобе на пункт 1 Порядка нельзя признать обоснованной, поскольку в нем военные представительства приравнены к воинским частям только по вопросам списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия командира войсковой части N, связанные с отказом в предоставлении истцу сведений о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения как у командира воинской части, являются законными.
Вопреки мнению подателей жалобы, нарушение командиром воинской части срока рассмотрения обращения истца не является основанием для признания незаконным правильного по существу его ответа на это обращение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 июля 2019 года по административному исковому заявлению Власенко Алексея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнения к ней истца и его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.