Письмо Президента РФ от 6 мая 1999 г. N Пр-600
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 7 апреля 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 апреля 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Отнесение ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (далее именуется - ассоциация) к такому виду некоммерческой организации, как объединение юридических лиц (ассоциации и союзы), требует внесения определенных изменений в Закон, поскольку ассоциация по своим признакам не полностью соответствует этому виду некоммерческой организации.
Согласно статье 121 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциация (союз), как одна из форм некоммерческой организации, представляет собой объединение юридических лиц - членов ассоциации. Между тем согласно содержанию статей 3 и 5 Закона членами ассоциаций являются не юридические лица, а субъекты Российской Федерации, что не соответствует не только указанному положению статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и конституционному статусу субъектов Российской Федерации.
Если рассматривать ассоциацию как новую форму некоммерческой организации, то необходимо дать ее определение, имея в виду, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассматривать не только в качестве учредителей, но и в качестве членов ассоциации с соответствующими имущественными правами.
Ряд основных целей и задач, а также принципов деятельности ассоциации, определенных в статьях 3 и 4 Закона, выходит за рамки предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" целей некоммерческой организации. Так, принципами деятельности ассоциации являются, в частности, объединение усилий членов ассоциации (субъектов Российской Федерации), направленных на проведение экономических преобразований, и содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации.
В числе предусмотренных Законом целей и задач ассоциации - обеспечение необходимых условий для взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; координация использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации; достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации; оптимальное размещение производительных сил. Подобные задачи могут решаться лишь при условии наделения ассоциаций частью полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что было бы нарушением Конституции Российской Федерации.
Следует привести задачи ассоциации в соответствие с избранным статусом, чтобы исключить возможность такого их толкования, при котором право принимать государственные решения переходит от органов государственной власти субъектов Российской Федерации к органам ассоциации. Например, предлагается следующая редакция одной из указанных задач: "изучение возможностей и подготовка предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по координации использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации и по оптимальному размещению производительных сил".
Отсутствие четкости в определении имущественных прав членов ассоциации приводит к смешению двух понятий: имущества, находящегося в собственности ассоциации, и имущества, находящегося в пользовании ассоциации. При этом допускается такое толкование положения об источниках формирования имущества ассоциации в виде материальных взносов ее учредителей (органов государственной власти субъектов Российской Федерации), при котором существует возможность вопреки федеральному законодательству, по существу, осуществлять приватизацию государственной собственности (пункт 1 статьи 6 Закона). Ссылка на федеральный закон, определяющий источники средств, из которых "состоит имущество ассоциации", необоснованна, поскольку такого закона не существует.
Положение, предоставляющее ассоциации право использовать средства, полученные в результате экономической деятельности (пункт 2 статьи 6 Закона), при отсутствии определения понятия "экономическая деятельность" может трактоваться как возможность осуществления ассоциацией предпринимательской деятельности, что противоречит статье 121 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Несовместим со статусом ассоциации как некоммерческой организации и пункт 4 статьи 7 Закона, в котором предусматривается возможность распространения на лиц, работающих в исполнительных органах ассоциации на постоянной основе, действия законодательства субъекта Российской Федерации о государственной службе. Указанный пункт следует исключить.
В связи с актуальностью вопроса, касающегося определения принципов организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, предлагаем создать комиссию по доработке Закона с участием представителей Президента Российской Федерации.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 6 мая 1999 г. N Пр-600
Текст письма официально опубликован не был